Родилась на прииске в Иркутской области, куда увлекла ее родителей их комсомольская романтика. Вместе с ними и их романтикой переезжала с места на место, если совсем коротко обозначить маршрут, то получится следующее: Сибирь — Заполярье — Ставропольский край — Волгоград — Москва. Возможно поэтому и выбрала себе профессию журналиста, и замуж вышла за географа. Очень любит путешествовать.
С фотографией связана столько, сколько себя помню: учил фотографировать, проявлять и печатать отец — дома всегда была камера и все для этого необходимое, потом была собственная камера с первых заработанных денег, знания закрепила на журфаке Московского государственного университета, работала в разных газетах, журналах «Столица» и «Огонек», сейчас работает директором фотослужбы Издательского дома «Секрет фирмы».
— В чем состоят обязанности, призвание фоторедактора и чем определяется его профессионализм?
- Думаю, главное в человеке, который берется быть фоторедактором, — наличие образного мышления, визуальной культуры, технических навыков, знания изобразительного языка и истории вопроса. Не на последнем месте: умение четко формулировать задачу и уважительное отношение к фотографу как к субъекту права и творцу. Качественное гуманитарное образование тоже не помешает.
Как бы вы описали роль фоторедактирования в фотографии вообще и в карьере фотографа? Какова специфика работы фоторедактора в СМИ? Роль фоторедактора в карьере фотографа: толковый фоторедактор способствует росту фотографа и его карьеры, бестолковый мешает. Специфика есть, но в целом формула такова: фоторедактор и фотограф — партнеры в создании окончательного вида изображений. Чем равнозначнее, сильнее партнеры — тем выше результат. Фотограф и фоторедактор — две составляющие фотожурналистики. Высокий результат дает сочетание в одном человеке фотографа и фоторедактора. Встречается редко.
— Какова степень ответственности фоторедактора в иллюстрированном периодическом издании? Кто несет ответственность за визуальную культуру и формирование вкуса через СМИ?
- Зависит от издания и его культуры. До сих пор есть такие издания, в которых бытует мнение, что фоторедактор — сугубо технический персонал, обслуживающий художников и дизайнеров. Есть фотоподборщики, называющие себя бильд-редакторами. Есть главные редактора изданий, воспринимающие фотографию исключительно как иллюстрацию к тексту. Есть издатели, требующие «сделайте мне красиво». Много забавного. <
— В каких изданиях фоторедактор обладает наибольшей свободой в выборе фотографий?
- Зависит от личности фоторедактора.
— Что такое визуальный стиль издания?
- Наверное, визуальный ритм издания, который создает цельное впечатление, отличное от других.
— Какими морально-этическими нормами вы руководствуетесь при выборе изображений?
- Общечеловеческими. Без пропаганды насилия, без смакования жестокости.
— Должна ли существовать цензура на изображения?
- Должна ли существовать цензура? — спрашиваете вы. Но ведь каждый редактор или фоторедактор в
Что касается цензуры как элемента устройства общественной жизни, то она существует в любом государстве, даже в самом демократическом. Вспомните США, у которых цензуру проходит информации о войне в Ираке, а в Англии — сообщения из Северной Ирландии. В ходе второй мировой войны цензура была введена во всех воюющих государствах, причем с согласия подавляющего большинства населения. Пока существует государство и власть, наличествует и цензура (в открытой или скрытой форме). Наивно полагать, что от нашего с вами «нет цензуре»
— Кто ваши учителя?
- У всех училась понемногу. И продолжаю учиться, если есть чему. Но больше всех я признательна и благодарна Геннадию Копосову, Александру Лапину, Георгию Пинхасову, Сергею Максимишину, Андрею Баскакову, Марку Гроссе.
— Существует ли иерархия фоторедакторов в России и какова она? Кто на ваш взгляд является профессионалом в России?
- Иерархия существует в любом сообществе. В сообществе фоторедакторов тоже.
Принято думать, что круче всех — лицензионные западные издания, появившиеся на нашем рынке относительно недавно. Фоторедакторы мечтают попасть в западные издания или зарубежные фотоагентства, которые имеют представительства в России. Возможно, это связано с мечтой нашего человека «попасть в Европу», возможно с разницей в оплате труда.
— Как фотографу сделать карьеру в СМИ?
- Быть настойчивым, верить в себя и в то, что он делает.
— В чем разница между иллюстрацией и фотографией?
- Не всякое изображение можно считать фотографией, но любое может стать «иллюстрацией». Проблема выбора. Иногда побеждает вкусовщина.
— Зачем вы стали фоторедактором?
- Это мой способ жизни и инструмент ее познания. Фотография для меня, как и для Георгия Пинхасова, — способ исследовать жизнь и все ее составляющие.
— Какие материалы вы мечтаете опубликовать как фоторедактор?
- Для того, чтобы мечта стала реальностью, мне понадобится собственный фотографический ежемесячный журнал. Ау, спонсоры!
— Ваши любимые фотографы?
- Привожу короткий список: Вадим Гиппенрейтер, Сара Мун, Георгий Пинхасов, Сергей Максимишин, Владимир Семин, Виктория Ивлева, Игорь Гаврилов, Владимир Веленгурин, Сергей Каптилкин, Александр Натрускин, Александр Земляниченко, Александр Деминчук, Ян Артюс-Бертран, Юрий Феклистов, Владимир Вяткин, Себастьяно Сальгадо, Евгений Кондаков, Сергей Киврин, Андрей Голованов, Брюс Гилден, Наталья Медведева, Стив Маккари, Владимир Фридкес и другие (если вы не нашли себя в этом списке, значит вы — в длинном). Из фотографов прошлого века: Георгий Петрусов, Аркадий Шайхет, Борис Игнатович, Галина Санько, Макс Альперт, Юрий Еремин, Дмитрий Бальтерманц, Геннадий Копосов, Робер Дуано, Вернер Бишоф, Андре Кертеш.
— Как будет развиваться российский рынок фотографии в ближайшие 5 лет?
- Думаю, в ближайшие пять лет рынок станет абсолютно цивилизованным, исчезнут последние элементы дикости и неопределенности в отношениях. Все, наконец, разберутся со своими правами и обязанностями. Наши фотографы «повзрослеют», фоторедакторы «подрастут» и осознают степень своей ответственности, как перед фотографами, так и перед обществом. Появятся новые частные российские фотоагентства, станет больше представительств зарубежных фотоагентств. Произойдет смещение в сторону электронных СМИ, они тоже, наконец, станут более цивилизованными и перестанут нарушать права авторов и собственников изображений. Фотоагентства всего мира закончат оцифровку пленочных изображений. Выбор будет огромным, и предложение превысит спрос. Изменятся критерии оценки изображения. Съемка на пленку станут уделом немногих избранных и уйдет в область «чистого искусства».