В последнее время фотокнига превратилась в один из самых популярных и желанных в среде молодых фотографов вариантов презентации собственных работ. Во всем мире этот бум увлечения фотокнигами уже, кажется, немного идет на спад, в то время как молодое поколение российских авторов страстно увлечено созданием и распространением собственных фотокниг.
Что нужно знать молодому (а, может быть, и не очень молодому!) автору, еще не имеющему опыта создания собственных фотокниг? С чего начать? Как придумать дизайн и сделать макет? Стоит ли пытаться искать издателя? На эти вопросы Photographer. ru ответили молодые, но уже признанные российские фотографы Ирина Попова (Тверь-Амстердам), Игорь Самолет (Москва) и Юлия Бориссова (Санкт-Петербург).
Расскажи о своем проекте! Какой проект лег в основу фотокниги, как долго ты над ним работал/а.
Ирина Попова. В основе книги лежит история «Другая семья». Саму историю про семью панков и маленькую девочку я начала снимать летом 2008 года. Это был короткий, но интенсивный период — я жила с ними и снимала почти все время. Потом очень долго восстанавливалась. Но книга содержит несколько уровней, как матрешка. Сама фотоистория — это только первый из них. Потом была реакция общества, непомерно жесткая и жестокая, с желанием отнять ребенка у семьи и заявлением в полицию. Потом — реакция профессионального сообщества на эту реакцию общества. Ну и наконец, мое осмысление истории и последнее обновление с визитом в эту семью.
В общей сложности это было 5 лет работы. Я не говорю, что все пять лет я была занята только этим проектом, нет. Но эта история всегда была для меня главной — как для фотографа и как для человека. Она не выходила у меня из головы. Поэтому издать эту книгу — почти кармическая задача завершить этот круг, сформировать этот опыт в целостное высказывание и выпустить его в мир.
Юлия Бориссова. В основу книги лег проект, который я назвала «Дальний берег». В 1930-х годах во время строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов под воду ушла огромная территория. Было затоплено 800 сел и деревень, 3 города, 5 монастырей, сотни старых церквей и кладбищ, 3645 квадратных километров лесов. Пришлось переселить на новые места 130 000 человек. Когда я узнала об этом, меня потрясли масштабы случившегося. Работая над проектом, я остро осознавала быстротечность времени, меня волновал вопрос исчезновения. Впервые побывав там несколько лет назад, я поехала туда снова. Меня заворожили эти места и я чувствовала необходимость туда вернуться. Даже сейчас понимаю, что эта история до сих пор меня не отпускает. Снимая в городах, которые были частично затоплены, я не искала там специально приметы произошедшего или знаки времени, — они сами проявились на пленке. Как будто эти места заговорили со мной.
Игорь Самолет. В основе книги «Be happy!» пять серий, которые сняты в разных городах в течении трех лет. В центре внимания находится компания молодых ребят, которые экспериментируют с сексом и алкоголем, где чувства становятся главным источником переживаний и действий. Это о драйве, о том периоде жизни, когда весело и пьяно. Для работы репортажных фотографов характерна фраза «герои впустили в свою жизнь», а у меня происходит наоборот — «я впускаю героев в свою». Я не провоцировал, не пытался ускорить процессы, не отделял себя от них. Мы стали приятелями, друзьями. Это отношение я и хотел отразить в книге, моя авторская позиция видна уже в названии «Будь счастлив!», важен и последний кадр, где я лежу в луже, это точка и неотделимость меня от этой истории.
В этой серии я нарушил правило репортажной фотографии — дистанция. И поэтому мне удалось выстроить повествование внутри книги не как социальную драму, о конкретной группе подростков, а «снять» небольшой фильм о поколении нулевых. Где я прибегаю к обобщениям, символам и метафорам в монтаже и режиссировании этой истории.
Как тебе пришла в голову идея сделать фотокнигу? Когда ты начинал/а работать над проектом уже было представление о том, что финальным результатом должна стать книга?
Ирина Попова. Когда я снимала это, я не только не думала, что когда-нибудь из этого получится книга, а вообще что из этого когда-нибудь что-нибудь получится. Этот проект — наивный и искренний от начала до конца, и каждый раз я была поглощена новым его этапом, не представляя о том, что будет следующим.
Эта история не кончалась, и не похоже было, чтобы она закончилась. Когда люди видели фотографии (на лекциях и в публикациях), им этого было недостаточно. Им хотелось больше, гораздо больше информации. Каждый раз во время лекции дискуссия затягивалась примерно на час. Вопросы были примерно одинаковыми. Как я их встретила? Почему стала их снимать? Что там реально происходило? Почему был скандал? Что стало в итоге с семьей и с девочкой?
Я и сама для себя имела много вопросов. Про ответственность фотографа за своих героев, про правило невмешательства. Профессиональная этика и юрисдикция были мне совсем непонятны. Для меня этот проект был по-прежнему полем внутренних боев и переживаний.
Чтобы расставить все по полочкам, для себя и для других, я решила собрать материалы вокруг этой истории. Это были мои личные дневники, письма, комментарии из интернета. Высказывания самих героев о себе. Это стало больше, чем фотоисторией. Это превратилось в «дело», огромную папку, коллекцию, исследование. Причем уже не столько самой истории, сколько реакции общества на нее — и в конечном итоге, исследование этого общества.
Я не могла не сделать из этого книгу. Потому что все эти материалы — это не выставка и не мультимедиа. Они ложились только в книгу, как изначальную, родную для этого проекта форму. Это было сложный и многоэтапный процесс усваивания этого материала и раскладывания его по полочкам. И это могло бы длиться еще десять лет, если бы не решение сделать эту книгу дипломным проектом для школы Родченко. И это пожалуй, самая странная книга, которую мне доводилось держать в руках. Это была книга-выставка, большая, толстая и тяжелая, с деревянной обложкой. Некоторые страницы разворачивались гармошкой на несколько метров. Потому что я решила придать им вид оригинальных вэб-страниц. Чем больше в блоге было комментариев, тем дальше тянулась страница. Этой книгой я решила вернуть электронному общению бумажную форму, а заодно все текучее и мимолетное увековечить в Историю.
Я много ночей подряд резала бумагу, печатала, клеила страницы и конверты (каждое письмо было в отдельном конверте). Я теперь понимаю, что это усилие было сделано не для художественного мира, а для самой себя. Только через такие трудные этапы растешь. На дипломной выставке эта работа была принята спорно, и Ольга Свиблова говорила о ней почти сорок минут без перерыва.
Потом эту книгу увидел издатель Леонид Гусев. И посчитал, что эта история достаточно важная, чтобы быть изданной в виде настоящей тиражной книги.
Игорь Самолет. Изначально меня увлек процесс, он меня полностью поглотил. Мне хотелось снимать, изначально было только это желание. Я тогда не думал в какой форме это подавать, я тогда вообще ни о чем не думал. После трех лет съемки я «обнаружил» огромный архив отснятого материала. Серию это явно переросло. Было два пути: оформлять это как выставку или делать какое то издание. Я попытался куда-то пристроить серию, но ее нигде не брали. Говорили: «слишком». Стало понятно, что полной автономности и свободы я могу достичь в книге, здесь не нужно быть знакомым с правильными людьми, здесь не нужно учитывать мнение куратора и цензурной политики пространства, где ты выставляешься. Для меня формат книги — это пространство свободы. Где нет посредников и правил, которые будут отщипывать от твоей идеи по кусочку. А так как я работаю «с крайностями», для меня это был выход.
Что для тебя означает фотокнига? Просто форма презентации и распространения твоих фотографий или что-то другое?
Ирина Попова. Есть такой миф, что каждый фотограф мечтает издать свою книгу. Он отчасти правдив. Для меня книга — это законченная форма произведения, это история, с обложкой вначале и обложкой в конце. Из книги не выкинешь слова, но и не добавишь. Для фотографии книга — это особенное явление. По сути, фотоальбом — это тоже книга, даже если он семейный, домашний, сделанный вручную.
Конечно, фотографию хорошо смотреть и на выставке. Ты приходишь на открытие, главным образом потолкаться, увидеть людей. И еще, в выставке главное — пространство. Ты приходишь, чтобы почувствовать эти работы в пространстве. Но, выйдя, ты так и оставишь их там. Книга — это другой способ общения с проектом. Это близость, это практически вседозволенность. И это — обладание. Перелистывая страницы, ты знаешь, что можешь вернуться к ним в любой момент. Ты сам можешь настроиться на волну этого проекта. И он всегда на твоей полке.
Фотокнига — вещь еще более особая и тонкая. Если текст может быть некой условностью, то фотография — это всегда объект. Объект созерцания, исследования. Тут важна печать, цвет, форма, все до мелочей. Книга делается очень долго. Она как ребенок, которого надо выносить, и тут важна каждая мелочь. Но когда она созреет — уже ничем невозможно ее удержать. Она должна выйти в свет. Книга претендует на полноту. Она берет тему, историю, идею, и старается рассказать ее до конца — настолько полно, насколько это возможно. Книга забирает тебя полностью, создает для тебя маленькую уютную вселенную, полную красивых условностей, иногда — сюрпризов. Еще до изобретения печати человек всегда мечтал о книгах, и ценил их превыше всего. Правда, они были доступны только избранным. По сути, это книга наравне с плугом сделала из обезьяны человека.
Игорь Самолет. Для меня фотокнига — это возможность рассказать историю, большую историю, которую сложно рассказать в выставочном пространстве, сохранив замысел. Обычно я работаю линейно, выбираю героев и проживаю с ними отрезок своей жизни. Сама структура книги близка к этому формату съемок. Есть введение, завязка, развитие, кульминация, послесловие. Книга по своей структуре изначально линейна, мы листаем от начала и до конца, вперед и назад. Сам формат книги — на материальном уровне, как предмет, мне кажется более долговечным, нежели, например, презентация в интернете. Сам акт продажи/покупки для меня также важен, потому что анонимный зритель в интернете развращен бесконечной возможностью постоянно смотреть, а все что достается даром, не вызывает уважения в капиталистическом мире, даром — значит некачественно. Но приобретая книгу физически, я могу надеяться, что ее купит человек, которому она нужна и интересна. Для меня это крайне важно. Значит меня как автора — увидели.
Расскажи, пожалуйста, каким образом ты выпустил/а или планируешь выпустить книгу (самиздат, издательство, краудфандинг, стипендия/грант)? Какие еще тобой рассматривались варианты? Сколько вообще нужно денег, чтобы выпустить книгу?
Ирина Попова. Моя книга выходит в двух партнерских издательствах. Леонид Гусев (Treemedia, Россия) издает книгу на русском языке (и является главным издателем) и Маартен Шилт (Shilt Publishing, Нидерланды) издает книгу на английском.
Я очень рада, что я работаю с профессиональными издателями. Все это время мне приходилось мотаться между Москвой и Амстердамом. У меня не было сформированного представления, как эта книга должна выглядеть (какой она должна быть), и поэтому каждый маленький момент мы решали коллегиально (а это сложно, учитывая географию и занятость). Но это было очень важно. В процессе создания участвовало не менее семи человек. Постепенно они заставили меня отказаться от всех моих панковских и хэнд-мейдовских финтифлюшек. От странной бумаги, от свернутых страниц, от писем в конвертах. Ведь ты делаешь выбор — либо ты делаешь элитарный продукт. Либо учитываешь стоимость, возможности и рынок. Поэтому у меня два варианта этой книги: одна — деревянная, хэнд-мейд, а другая — сделанная с дизайнером и рассчитанная на широкую аудиторию.
До этого я не знала многих моментов книгоиздательского процесса — подготовка макета, работа с типографиями, дистрибуция. И, я бы даже сказала, эти профессиональные детали не нужно знать фотографу — это целая область, включающая даже несколько профессий. Важно разделять обязанности, чтобы каждый занимался своим делом. И только благодаря издателям эта книга стала тем, чем она стала. Без них, наверно, я бы не смогла.
Есть и обратная сторона вопроса — финансовая. Издавать книгу с издателем — дело затратное. И зачастую издатели не справляются с расходами и даже на самые замечательные книги просят финансирования у самих авторов. На нашу книгу ушло огромное количество денег — ведь мы работали с самыми высококлассными специалистами: голландским дизайнером, с редактором и переводчиком. Еще столько же будет стоить печать в хорошей типографии (скорее всего, это будет Германия или Турция). Потом — дорогой ввоз в Россию (таможня требует высшую пошлину, как за порнографию).
Поэтому, даже несмотря на то, что у книги есть настоящие, «взрослые» издатели, мне все равно пришлось делать краудфандинг, что отнимает кучу времени и сил. Сперва мне казалось неуместным, что я должна идти и просить денег, словно выходить на площадь с протянутой рукой. Но потом я поняла — есть одна огромная разница. Я выхожу не просто на площадь. У меня есть готовый продукт — книга. Уже сделанная, настоящая. И только от общества зависит, посчитают ли достаточное количество людей этот проект важным и нужным, чтобы помочь ему осуществиться.
Краудфандинг — это своеобразный тест перед запуском. И я еще раз утвердилась в своих намерениях. Да, я действительно считаю этот проект жизненно необходимым к изданию, я уже не смогу остановиться и сдаться. Эта книга должна увидеть свет. И я была приятно удивлена увидев столько поддержки среди своих друзей и даже абсолютно незнакомых людей. Я наконец-то соприкоснулась со своей реальной аудиторией. В Каталонии есть такая традиция — люди встают в круг, а потом им на спину влезают еще люди, а тем — еще. И таким образом они формируют живую гору. Это такая форма поддержки, форма общественного, горизонтального единства, и мне это очень, очень нравится. Не исключено, что у этой демократической формы есть больше будущего, чем у профессионального издательского бизнеса. Поддержка очень, очень важна.
Юлия Бориссова. Книгу я сделала целиком и полностью сама. Начиная с разработки дизайна и заканчивая печатью небольшого тиража в типографии. Чтобы рассматривать другие варианты (издательство, стипендия/грант), я думаю, нужно иметь уже готовое, законченное произведение. И тогда можно надеяться, что какое-то издательство им заинтересуется. Чтобы выпустить книгу, хотя бы несколько экземпляров, можно рассчитывать и на свои силы, не прибегая к посторонней помощи. А конкретная стоимость зависит от многих факторов — тираж, переплет, тип бумаги и т. д.
Игорь Самолет. Книга уже выпущена тиражом 1000 в немецком издательстве Peperoni Books. Ей предшествовал тираж selfpublish, который был представлен и имел успех на Венском книжном фестивале. Он был полностью раскуплен. Именно там мне и поступила пара предложений от издательств. После того вакуума, который существует в России в сфере издания фотокниг, это было очень неожиданно. Я увидел мир книжных фестивалей, издательств, где то, что ты делаешь важно и нужно. Наверно, это можно рассматривать как некий путь от книги, изданной самостоятельно, до издательства.
Предположим, у молодого автора есть мечта сделать свою фотокнигу. И даже уже есть проект (или идея проекта). С чего начать?
Ирина Попова. Ко мне довольно часто обращаются люди с такими вопросами — дать совет. Чтобы сделать книгу, она должна вызреть. Сначала в голове. Потом в компьютере. Потом на бумаге. И возможно, через эти ступени нужно пройти не раз, чтобы наконец что-то получилось. Книга — это сложная и затратная вещь. На ней невозможно заработать. Скорее всего, даже, наоборот. Она должна быть чем-то важным для этого мира, войти в историю, остаться на полках библиотек. Для этого нужно подумать — что вы хотите сказать (показать) этому миру. Кажущаяся легкость и доступность создания фотокниги как бы дискредитирует весь бизнес в целом. Вокруг множатся попытки создать продукт, и нет никаких фильтров или индикаторов качества. Поэтому все очень, очень сложно. Мой совет — постараться осмыслить проект как книгу. Смотреть лучшие образцы книг других, напитываться информацией, общаться с профессионалами. Ведь фотокнига — это идея, это тело, это произведение, а не просто набор картинок.
Юлия Бориссова. Начать стоит с формулировки четкого, авторского высказывания. С размышлений о том, какой посыл должен быть у этой книги, какую мысль автор хочет донести до зрителя. А потом уже можно заниматься формированием материала, задумываться о дизайне и прочих технических тонкостях.
Игорь Самолет. Сначала нужно понять есть ли объем для фоткниги. Книгу из ста кадров не получить, необходим материал, с которым можно работать. Затем нужно ответить на вопрос подходит ли сам формат книги для данной серии. Есть работы, которые работают в полную силу только в выставочном размере, а в книжном варианте потеряются. У каждой работы есть свой размер печати.
Какие есть каналы распространения фотокниг? Ты планируешь их продавать? Дарить кураторам? Рассылать на выставки и конкурсы (сейчас очень много появилось выставок/фестивалей, посвященных фотокнигам)?
Ирина Попова. Мою книгу в России отказались распространять магазины. Даже Фотодепартамент не выставит ее в своем подвальчике на Фонтанке. То есть, история про семью панков сама по себе стала андеграундом, даже в таком толерантном мире, как фотография. Все дело в цензуре и в политической ситуации в стране, которая сильно усугубилась в последние годы. Государство стало откровенно вмешиваться в те формы общественной жизни, в которые оно не имеет никакого права вмешиваться. Фактически это можно назвать «Запретить колобка». Но, если честно, я даже немного рада сложившейся ситуации. Всегда самые тяжелые времена люди объединялись с друг другом и поддерживали друг друга больше, чем когда либо. И все самые уникальные творческие инициативы рождались именно из условий внешних ограничений. И кажется, я ощущаю в себе прилив сил делать что-то нестандартное, искать новых путей. И для выхода в мир этой книги — тоже. Она, как росток, прорвется и сквозь бетон. Я готова создать систему путешествующих выставок и самовозникающих галерей в малопредназначенных для этого пространствах. Мы будем организовывать цепочку встреч и презентаций в городах и на фестивалях. Несколько артистов и перформеров разрабатывают в нескольких городах по этой истории моноспектакли (абсолютно независимые творческие акты, без моей подсказки). Вот такая нетрадиционная интерпретация. Книга будет путешествовать в рюкзаках и чемоданах. Конечно же, сделаем систему онлайн заказов. И я, и моя семья, готовы лично запаковывать книжку и относить ее на почту. И еще, я хочу сделать призыв, чтобы прочитав и посмотрев книгу, каждый владелец передавал ее в руки другому. Кроме того, для книг проданных мной, я смогу организовать систему возврата. То есть купленную книгу можно будет вернуть по почте, и получить назад часть ее стоимости. Таким образом издание будет жить гораздо более наполненной жизнью, чем на полках в магазине.
Юлия Бориссова. В первую очередь большую возможность дают конкурсы, книжные фестивали. Есть множество блогов посвященных именно обзорам фотокниг. Можно отправить книгу туда. Вообще, надо пользоваться любой возможностью — встречами с кураторами, с коллегами- фотографами, чтобы говорить о своей работе. Всегда есть шанс, что твою работу запомнят.
Расскажи, пожалуйста, о технической стороне дела — кто делал макет, как над ним велась работа, как выбирался тип бумаги и ее плотность, вид переплета? Изучал/а ли ты чужие книги, прежде чем определиться с параметрами собственной? Делался ли сигнальный экземпляр, цветопробы? Какая печать — офсет, цифровая печать? Как все это учесть при создании своей первой книги, не имея опыта в этой сфере? Сколько времени вообще нужно на все это?
Ирина Попова. Работа над книгой шла в столько много этапов, что мне сейчас кажется — это самая сложная книга по структуре и наполнению из всех, с которыми мне приходилось сталкиваться. И работа над ней шла с нуля. То есть — я пришла к издателям с готовым макетом, но его приходилось переделывать настолько, что нужно было возвращаться к съемкам за картинками или искать интернет-страницы, чтобы снова взять оттуда текст.
Текста в книге довольно много. Редактировала Ирина Григорян, которая сначала хотела править все идиотские интернет высказывания на политкорректную литературную речь. И хорошо, что я была рядом, чтобы убедить ее оставить все, как есть (в этом же была вся идея и смысл). Потом книгу переводила Ирина Волкова. По сути, ей пришлось выполнять чудовищное количество работы, потому что на тот момент текст еще не был отредактирован. Затем мы работали с голландским дизайнером Виктором Леви. За каждый элемент шли не то, чтобы бои, но длительные дискуссии. Так как книга очень сложная — в ней много уровней визуальных и текстовых элементов, то делать ее было долго и трудно — на все вместе ушло почти два года. Я приезжала на велосипеде в его просторное дизайнерское бюро, там мы пили кофе, раскладывали превьюшки на огромном столе, сидели вместе за огромным монитором Мака, раскладывая и перекладывая, меняя шрифты и цвета. Дизайнер был за минимализм, а я была за экспрессию. В итоге он победил, а я согласилась с его победой — ведь в этой книге столько внутренней экспрессии, даже взрыва, что все остальное было бы излишним.
Юлия Бориссова. Как уже говорилось раньше, макетом я занималась самостоятельно. Так как я сама дизайнер и имею четкое представление, что нужно делать, эта работа не отняла много времени. Тем более, что сама тема захватила меня полностью. Поэтому, от создания макета до печати в типографии ушло в общей сложности полгода. Чтобы заниматься дизайном книги, помимо природного вкуса, нужно обладать умением пользоваться профессиональными программами верстки — хотя бы на начальном уровне. Я понимаю, что не у всех есть необходимые технические навыки и поэтому от души советую каждому фотографу найти близкого себе по духу человека, который был бы не только профессионалом в области дизайна, но, желательно, еще и думал с Вами в одном направлении.
Я придаю большое значение тактильным ощущениям — когда беру в руки книгу, в первую очередь ориентируюсь не на визуальные характеристики, а на ощущения в кончиках пальцев. Поэтому выбор материала для книги играет большую роль. В данном случае, я понимала, что книга будет объемной и мне не хотелось заключать ее в твердую, тяжелую обложку. Но страницы должны были быть не склеены, а прошиты между собой, чтобы обеспечить книге хорошую раскрываемость. И тут я столкнулась с определенными трудностями, потому что не все производства берутся за подобную работу. Но, благодаря типографии «НП-принт» (в Петербурге) удалось решить эту проблему. В тоже время я понимала, что в мягкой обложке книга не будет защищена и может пострадать, например при пересылке. Поэтому, вспомнив, как в былые времена люди хранили между двумя картонками перетянутыми резинкой самые важные документы и письма, я решила использовать тот же прием. Нашла самый простой картон, похожий на тот, что был раньше, и сделала из него дополнительную твердую обложку, а муж посоветовал не приклеивать с верхней стороны фотографию, как я собиралась, а сделать из верхней картонки паспарту. Для внутреннего блока я выбрала слегка шероховатую бумагу, которая придает необходимую для моих картинок акварельную матовость.
Я могу об этом говорить долго, но боюсь что здесь не будет это уместно. Поэтому могу только добавить, что при создании первой книги необходимо с самого начала продумать все подробности в выборе материалов. И начать стоит со знакомства с типографией, где будет печататься издание. Без предварительного согласования со специалистом всех необходимых технических моментов не стоит даже начинать делать дизайн.
Игорь Самолет. Так как я сам в графический дизайнер, я был знаком с процессом макетирования и допечатной подготовки и имел в этом определенный опыт. Когда вы молодой автор, ваш выбор в формате издания, переплете, виде печати, выборе бумаги ограничен словом «эконом» — от этого я и отталкивался. Любая типография предложит вам экономичный вариант. Единственное — я бы не стал экономить на переплете, лучше пусть это будет сшивка, чем склейка, которая через десять просмотров развалится. До тиража в триста экземпляров возможна только цифровая печать, а у нее особенный характер — например, виден растр.
Сам процесс макетирования сейчас крайне прост, стандартом в верстке является программа InDesign. Не забудьте скачать и установить цветовой профиль типографии, в которой вы будете печатать, заранее откалибровав монитор. Это позволит вам точнее подгонять снимки по цвету. Сам макет может получиться за неделю, но он должен отлежаться месяца три-четыре, в течение которых вы можете вносить правки. Старайтесь чаще показывать макет книги своим коллегам, слушать критику.
Рассматриваешь ли ты для себя такие платформы как Blurb? Если нет — чем они плохи? Стоит ли ими пользоваться?
Ирина Попова. Blurb (и подобные коммерческие онлайн платформы) создают иллюзию легкой и быстрой фотокниги. Процесс сильно стандартизируется. Он хорош для любителей, желающих создать семейный или свадебный альбом, а также для печати Dummy (макет.- Прим. ред). Я издавала с помощью Blurb свою другую книгу — «Родная земля». По сути, я хотела именно малотиражное камерное издание, без выхода вовне, распространяющееся только вместе с выставкой или лично из моих рук. Параллельно я сделала несколько копий вручную — и они мне понравились гораздо больше.
Мне также не очень нравится то, что выпускают с Блербом другие фотографы (хотя несколько уважаемых мной фотографов выпускали свои малотиражки там). Это выглядит немного как фотографический макдональдс, простите. Я не зарекаюсь, что не буду больше пользоваться этой платформой, но все же думаю, что лучше найти дружественного дизайнера, близкую по душе типографию и переплетную мастерскую, а также поставщиков бумаги, чтобы каждая твоя книга была уникальной. Этим я в данным момент и занимаюсь.
Юлия Бориссова. Я не знаю чем плох Blurb, но для себя исключаю возможность воспользоваться этой платформой потому, что не смотря на разнообразные форматы и т. д., Blurb все таки предлагает ограниченное количество возможностей по дизайну. Я бы не хотела получить свою книгу с конвейера, скроенную по одному шаблону со множеством других.
Чему удалось научиться, делая собственную фотокнигу? Какие недостатки ты видишь уже сейчас и чего бы сейчас постарался избежать при работе над следующей книгой? Поделись опытом!
Ирина Попова. Я получила бесценный опыт божественного знания. Не только о фотокнигах. Я научилась тому, что в каждом проекте очень важна цельность, идея, начало и конец. Что любой хороший проект — это много осмысленной, многоступенчатой работы. Что каждый проект состоит из цепочки последовательных выборов, что делает его уникальность. И важно не ошибиться ни в одном из них. Я также научилась (со взлетами и падениями) работать в команде. Ценить время других людей. Соблюдать цепочку действий. Высылать вовремя то, что от тебя все ждут. Это было огромное удовольствие взаимодействия. Главный мой недостаток — это неорганизованность, хаотичность. Я знаю, что каждый мой проект может стать чем угодно, и поэтому не могу двинуться с мертвой точки. Но я верю что любые, даже очень трудные вещи, осуществимы. Я получила также сакральные знания о пользовании InDesign. Проникла в святая святых издательского бизнеса. Кто знает, возможно с этой книгой я дойду до той точки, что решу издавать свои следующие книги сама.
Юлия Бориссова. Чему удалось научиться? Наверное, в первую очередь, терпению. Хорошие вещи не получаются быстро и обычно сопряжены с разными трудностями и, зачастую, с разочарованием. Удалось научиться пониманию того, что за результат нужно бороться. Что успех работы зависит не только от тебя, как от автора, но и от множества людей, которые тоже включены в процесс или просто находятся рядом.
Будешь ли ты делать еще собственные фотокниги в ближайшем будущем? Может быть, есть уже какой-то проект в работе? Поделись планами, если они уже есть!
Ирина Попова. Если честно, я чувствую, что эта книга уже перезрела. Что она как бы блокирует мое дальнейшее развитие, и пока я не выпущу ее, не могу приступить к другим проектам. А они уже выстроились в очереди и ждут. Я собираюсь издать книгу про Кубу. Ее мы начали делать с дизайнерами Наташей Ереминой и Артемом Уткиным. Артем трагически погиб в прошлом году, и это — еще один повод не дать его ценной работе пропасть. Потом у меня целый большой проект, связанный с найденной фотографией и идеей идентичности. Это тоже скоро-скоро станет книгой, но какой именно — пока секрет.
Юлия Бориссова. Конечно, я буду делать фотокниги. У меня уже есть готовый макет, который я готовлю к печати. Эта работа будет посвящена моей серии «Бегство на край». И в дальнейшем, я надеюсь, будет возможность воплотить все те идеи, которые меня переполняют!
Игорь Самолет. Сейчас у меня в работе две истории «Fuck-sex-love» и «Я влюблен в твой горб». Первая — это частная, теплая история, залитая сексуальностью, наслаждением, экспериментами, вторая это 500-страничное издание о России, бешеное по энергетике. «Fuck-sex-love» я планирую презентовать на Венском фестивале фотокниг в 2014 году. И это опять же большие истории, начатые пару лет назад.
Интервью подготовила Наталья Резник.
________________________________________________
Ирина Попова. Проект «Другая семья» участвовал и побеждал в конкурсах и фестивалях: Молодые фотографы в Санкт-Петербурге, 2008; Лучший фотограф года, Москва, 2009; UNICEF Exhibition в Кельне, Германия, 2010; PhotoQuai Biennale, Париж, 2011; Marie Claire Prize Final Exhibition, Париж, 2012; Dutch Doc Award loglist, Амстердам, 2012; Rencontres d'Arles, Арль, Франция, 2010
Юлия Борисова «Дальний берег» / The Farther Shore Self-published, 2013
100 экземпляров (пронумерованы и подписаны) 15×22 см, 152 страницы
Ссылка на книгу: http://juliaborissova. ru/Julia_Borissova_PhotoSite/Book. html http://issuu. com/juliaborissova/docs/book_julia_borissova/1?e=0
Review by Jörg Colberg, April, 2013 Review by Andrew Phelps, Sept, 2013
Книга в вошла в шорт-лист международной премии Photobook Dummy Award.
Ранее была показана на выставках в Милане (Milan Image Art Fair, май 2013), Дублине (PhotoIreland Festival, июль 2013) и Париже (Le Bal, август 2013), а фотографии из серии демонстрировались в рамках Noorderlicht International Photofestival в Нидерландах.
Игорь Самолет. Книга "Be happy!" попала в число финалистов German Photobook Award 2014; была представлена на Vienna Photobook festival 2013, Frankfurt Book Fair 2013, Photobookfestival в Касселе, Германия, 2013, Paris Photo / Offprint 2013, Unseen Book Market в Амстердаме, Голландия, 2013.