Ирина Меглинская - в 1990-1996 владелица фотогалереи "Школа". В 1999-2006 - фотодиректор Издательского Дома "Афиша"
В чем состоят обязанности фоторедактора, в чем его призвание и чем определяется его профессионализм?
Каждый издательский дом прописывает обязанности, предполагая свой формат. Ньюсовые издания типа Newsweek, «Огонек», «Итоги» – это одна технология, в глянцевых изданиях все строится по-своему.
Объяснить, что такое фоторедактор в медиа, объяснить одним абзацем невозможно. Каждый фоторедактор в каждом издательском доме и каждом издании издательского дома приспосабливает свое призвание к тем задачам, которые перед ним ставят издание и издательский дом. В конечном итоге фоторедактор – это винтик в бизнес-модели. Потому что журнал – это бизнес, и фотография как очень важная составляющая контента безусловно подчинена бизнес-резонам.
В моей ситуации все очень на грани – фотография «Афиши» несет на продажу одновременно новость и стиль. Я ясно понимаю, что фотография – это товар. Для начала в професcии важно понимать хотя бы это.
Фотография на глянцевой территории продает образ и стиль. И здесь самая важная составляющая – это сексуальность. На ньюсовой территории лучше всего продается фотография, которая бьет по нервам, иллюстрирует проблемы, которыми занято общество. Чаще всего фотография с войны.
Вам это не близко?
Война – вообще очень болезненная для меня тема. Я не возьмусь отделить нравственный выбор фотографа от бизнес-резонов этого же фотографа. Я очень уважаю ребят, которые с камерой едут туда, где они могут погибнуть. Но девиз – «Кто-то должен делать эту грязную работу, люди должны знать обо всех ужасах, которые происходят» – для меня девальвируется тем, что фотографии попадают в журнал и помогают журналу заинтересовать читателя, привлечь рекламу и в конечном итоге получить деньги. Вот это для меня неоднозначная вещь.
То есть «Афиша» в этом смысле честнее?
Да нет. Мы просто не ставим перед собой этот выбор.
Вы четко делите фотографии стиля и новости. «Афиша» первая придумала свою оригинальную концепцию соединения стиля и новости. В чем секрет рецепта фьюжн?
Это не оригинальная концепция. И секрета никакого нет. Просто мы делаем то, что нам хочется делать. Мы снимаем тех людей, которых считаем интересными. Мы пытаемся это делать с помощью такой фотографии, которую считаем по своему содержанию, по своим выразительным средствам актуальной. Для меня в фотографии важно что? Отсутствие ощущения deja vu и на визуальном, и на содержательном уровне. Мы пытаемся создать какую-то новую фотографию, как бы громко это ни звучало.
Другое дело, не всегда это получается. Любой фоторедактор в Москве скажет, что инструменты которые у нас в руках, далеки от идеала. Высшей школы-то как не было, так и нет. Чтобы как-то двигаться вперед, мы купили хорошие комплекты аппаратуры и отдаем ее в молодые руки. Другого способа пока нет. Я скорее всего не возьму фотографа уже сформировавшегося, но с большим количеством «железа». Его ментальность мне не нужна, у такого, как правило, утрачена свежесть взгляда.
Как стиль «Афиши» выражен в фотографии?
Нет такого стиля. Есть набор фотографов, с которыми мне интересно работать. У нас общая лексика, понимание эстетических задач и технологий, которые под это подверстываются. Технологии в фотографии – очень важная вещь. Ты можешь очень хорошо начать снимать цифровой камерой и слыть талантливым фотографом. Но если ты хочешь двигаться, ты должен досконально изучить технологию, которая под фотографию подверстана. Траектория движения предмета, светотени, психология людей, стиля и еще миллиона мелочей, из которых состоит фотография, – ты должен все это контролировать, чтоб добыть твое изображение, только твое.
С моими ребятами мы можем обсуждать эти вещи на уровне мельчайших деталей, и, наверное, благодаря этому взаимопониманию и снимается то, что снимается.
Получается, что вы выращиваете молодежь?
Я, наверное, даю возможность развиваться. И мне интересно за этим наблюдать.
А что касается фоторедакторов?
Девочек-фоторедакторов мы тоже воспитываем сами. Когда я беру человека в команду, мне важно понимать, чего человек хочет на самом деле. Всех, кто хочет пересидеть на этом месте трудные времена, прошу не беспокоиться. И наоборот, если человек заявляет мне, что хочет стать самым главным фоторедактором всех времен и народов, готова возиться с ним с утра до вечера.
Вообще фоторедактор – странная профессия. В глянцевом издании это такая полудиспетчерская должность. В ньюсовом издании это мощная фигура, но только в западной журналистике, в российских, московских изданиях – увы. Короче, я не могу четко сказать, что означает эта профессия. И это понятно.
Медийному бизнесу в этой стране не больше 10 лет. Профессия фоторедактора, безусловно, еще не описана так, как, например, профессия хлебопека. В России сейчас – это просто набор людей, которые сейчас существуют в этом бизнесе. Они и создают кредитную историю профессии.
Как вы думаете, почему сегодня на рынке не участвуют активно легендарные старики-фоторедакторы советской эпохи?
Потому что все изменилось. От одной любви к фотографии профессия не может быть полноценной. Я их очень уважаю, но эти люди не обладают навыками существования в современной бизнес-модели. Понимаете? Они существовали в другой бизнес-модели, они обслуживали государство. Сегодня журнал – не боевой листок партии, это бизнес. Ты делаешь интересный контент, замеряешь Gallup’ом, и люди, которые хотят себя рекламировать, соотнесясь с полученными замерами, отдают рекламу в тот или иной журнал. А ты на эти деньги делаешь еще более интересный контент, и так по кругу. Все очень просто.
Стало быть, фоторедактор должен помогать сделать контент интересным и адекватным. Как? Издания решают эту задачу по-разному. Журнал «ELLE» и «Vogue» при всей приблизительной похожести очень разные. В общем, сплошной маркетинг, черт бы его побрал. «Афиша» при этом находится в достаточно привилегированной позиции. Потому что мы сами делаем журнал, который нам интересен. Лицензионным изданиям спускают с высот мирового издательского бизнеса те лекала жизни, по которым им надо делать журнал, под эти лекала и люди подбираются. Фоторедактор в Conde Nast – это перечень должностных обязанностей, которые придуманы в головном офисе лет 50 назад и им нужно неукоснительно соответствовать. Мой интерес здесь в том, что мы сами определяем свои обязанности, содержание журнала и эстетическую наполненность.
В чем состоят ваши обязанности?
Мои обязанности – это кошмар и ужас. Смотрите. Так будет понятнее, почему работа фоторедактора означает не просто умение разбираться в картинке. Это огромный комплексный труд.
Иногда я говорю своим девочкам, что если бы существовал чемпионат мира среди фоторедакторов по скорости нахождения картинки или качества ее изготовления – мы должны быть чемпионами.. За семь лет работы в ИД «Афиша» я выстроила систему, по которой мы ищем готовую картинку и систему, по которой мы картинку сами снимаем. У нас есть девочки, которые сидят на агентствах – мы подписаны на абсолютно все мировые агентства, а это очень много. Думаю, такой агентской базы нет нигде в стране и, чтобы это было, была проведена огромная работа. Картинка нужного состояния, нужного качества, сообразуясь с задачами макета в хай-резе, находится в кратчайшие сроки. Есть девочки, которые работают на продакшене, то есть занимаются картинками, которые мы делаем сами. Это две абсолютно разные профессии.
Второе – продакшн, изготовленный за определенные сроки, за определенные деньги, с определенными эстетическими задачами, которые ты обсудил с арт-директором. Бывает нужно выйти на съемку, выдержать этот стресс – и получить лучшее в мире изображение именно этого человека. Я уж не говорю о том, что существует юридическая часть – договора, планирование расходов. Фоторедактор «Афиши» – это мощная менеджерская работа, в которой есть и креатив, и технология, и финансы, и юридическая составляющая. В принципе мы можем свое агентство открывать – потому что все снятое в издательском доме каталогизируется очень четко. И картинка, которая нам нужна, находится не за сутки, а за одну минуту, потому что мы знаем, где она лежит.
До какой степени вы сотрудничаете с фотографом, когда заказываете ему съемку?
До самой глубокой. Я, конечно, могу отправить одного Мухина и я знаю, что он все принесет, все сделает сам. Меня устраивает, как Мухин разговаривает с человеком, как он вводит его в нужное состояние. Меня устраивает его индивидуальность в определенных случаях.
Но бывают истории, которые предполагают командную работу – стилист, визажист, арт-директор, продюсер... Тут очень важно договориться "на берегу". Я это называю сбором группы «Альфа". При этом жизнь постоянно подкидывает свои обстоятельства, идущие вразрез с нашими планами, но я всегда говорю, когда большая съемка заканчивается, что мы большие молодцы и профессионалы борьбы с обстоятельствами.
Но фотография – это всегда удача. 99% успеха может составить наш профессионализм, но нам, как и всем, обязательно нужен 1% удачи. И этот процент и есть фотография. Странная траектория света, которую дало солнце, правильное состояние человека, которого мы снимаем, атмосфера на площадке, – есть вещи, которые контролировать почти невозможно. И я всегда говорю: мы, вооруженные профессией, идем за чудом.
Есть ли в вашем ИД такое понятие, как цензура?
Нет. Цензура – это профессиональная совесть и нравственный закон, который, как известно, внутри каждого из нас.
Для меня важно, чтобы работающие на ИД девочки были мотивированы внутри себя на лучшее исполнение задачи. Работы «от обеда до забора» у нас не бывает в принципе, все работают на результат. Поэтому поехать в Перпиньян или на фестивали фешн-фотографии – это не отпуск, это такая же работа на результат – почему же я должна отказывать в этом девочкам? Более того, у нас целая строчка в бюджете отведена под это.
Ваши планы?
У меня на этот год очень большие планы. Мы с девочками отстроили все так, что все системные, рутинные вещи делаются уже почти автоматически. И у нас скопились силы на подвиги. Будем выводить фотки на более высокий уровень.
Будем снимать больше пикториалов, больше фотоисторий. Одну картинку, «сингл», мы давно добываем легко, не потея.
Моя задача на сегодня – наладить "быстрый качественный и дешевый", как выражается один мой приятель из рекламного бизнеса, выпуск фотоисторий.
Кто входит в круг фотографов «Афиши»?
Из старой гвардии – Игорь Мухин, Сергей Леонтьев. Молодая шайка – Аня Чибисова, Алексей Кузьмичев, Иван Пустовалов, Андраш Фекетэ. Вот сейчас новое приобретение – Ира Ржевская, Петя Тимофеев. А еще все арт-директора норовят поснимать, да и фоторедактрисы. Это моя шайка, с которой мне все по плечу!!!