Я принимала участие в Portfolio-review в Хьюстоне в 2006 году, в первую из трёх возможных сессий просмотров фестиваля этого года. Третье в моей жизни портфолио и первое, после которого захотелось написать несколько строк. Может ли мой опыт кому-то всерьёз помочь чувствовать себя намного увереннее на просмотрах портфолио биеннале в Хьюстоне в 2008-м? В глубине души я на это надеюсь и постараюсь больше писать о реалиях, нежели о моих субъективных впечатлениях.


Перед дверями зала, где происходит просмотр портфолио, всегда толпится народ. / Катя Бубнова, 2006
Перед дверями зала, где происходит просмотр портфолио, всегда толпится народ. / Катя Бубнова, 2006
Первой неожиданностью для будущих участников, наверное, будет знание о том, что планировать, а также начинать действовать надо месяцев за девять-десять: не прозевать время появления на сайте FotoFest`а анкеты участника, заполнить её, отослать и практически сразу оплатить своё участие, причём кредитной карточкой (что не всегда бывает просто сделать, живя в России). И это ещё при условии, что виза пока не получена — в принципе, конечно, все это не сложно, только очень некомфортно психологически; и остается бездна времени на подготовку собственно портфолио. Действительно, серьёзный момент - что именно брать с собой, какого размера отпечатки, количество работ и, что, оказывается, тоже имеет огромное значение, надо решить в каком порядке свои работы показывать.

Хотя организаторами и регламентировано, что для показа оптимально остановиться на двадцати работах, на самом деле брать надо все хорошие работы, если их конечно не сотни и не тысячи. Если не было какой-то специальной задумки, то, конечно же, крупный формат смотрится выигрышней. В первую мою поездку на Portfolio-review — в Братиславу — я взяла с собой маленькие копии, сказав самой себе, что так трудно лететь с огромной папкой, потом там с ней таскаться по городу… Показ мой был довольно успешным, но что он был таковым <довольно успешным>, я осознала только в этом году в Хьюстоне, вновь встретив некоторых из тех же самых reviewer`ов, что видели меня в Братиславе. Теперь в моей большой, в смысле формата, папке лежало и несколько свежих отпечатков прошлогодних работ, но уже метрового размера. Я продемонстрировала их, для себя считая по второму разу, и увидела, что значит <достаточно благополучный> и действительно удачный показ.


На то, чтобы занять место за столом нового ревьюера у участника показа всего одна минута. / Катя Бубнова, 2006
На то, чтобы занять место за столом нового ревьюера у участника показа всего одна минута. / Катя Бубнова, 2006
Считается, что начинать демонстрацию имеет смысл с самых сильных работ, не приберегая их <на десерт>: каждый reviewer смотрит в день работы человек двадцати пяти — тридцати и, уставая, он уже не может любить «сюрпризы» под конец и просто может с самого начала счесть автора неинтересным для себя. Вообще с моим портфолио было по-всякому: его смотрели и до самого конца, буквально выуживая лежавшие последними картинки, те, которые я взяла на тот самый <всякий> случай и они, как ни странно было это видеть, оказывались нужными и уместными; случалось и обратное - разговор завязывался, когда ещё я успевала показать только пять-семь работ и остальное посмотреть, в общем-то, уже и не успевали: интервью длиться всего двадцать минут. В Хьюстоне это правило соблюдается очень жёстко — 10.00; 10.20; 10.40 и далее строго по расписанию, в отличии от Братиславы, где всегда есть десятиминутный перерыв, в которой можно успеть ещё что-то договорить.

Интересен и увлекателен сам процесс выбора reviewer`ов, каждый раз в зависимости от технической оснащенности организаторов — самый неэмоциональный на моей памяти был в Берлине: на сайте заранее отмечаешь тех, с кем хочешь поговорить, ставишь галочку, отсылаешь форму e-mail`ом и через день, примерно, получаешь своё расписание. В Хьюстоне всё гораздо сложнее, там тоже заполняешь специальную форму, но уже вручную, каждый день (немножко напоминает заказ еды на завтра в доме творчества времён моего детства), её обрабатывает компьютер, стремясь, по возможности объективно, учесть пожелания всех участников. В целом, компьютеру это удаётся, хотя бывают и казусы, в последний день во многих листах оказались имена, которые ни разу не упоминались в качестве пожеланий теми, кому они достались. И надо сказать, что это было тоже неплохо, потому что, составляя свой список предпочтений руководствуешься своими субъективными представлениями о том, с кем стоит встретиться, а с кем и не очень обязательно, тем самым иной раз лишаешь себя возможности услышать что-то действительно важное и нужное.


В конце дня показов - после десяти, а то и двенадцати встреч у фотографов уже мало сил. Что же говорить о тех, кто смотрит наши портфолио, у них за день 17-20 просмотров. / Катя Бубнова, 2006
В конце дня показов - после десяти, а то и двенадцати встреч у фотографов уже мало сил. Что же говорить о тех, кто смотрит наши портфолио, у них за день 17-20 просмотров. / Катя Бубнова, 2006
Самая простая, прозрачная и демократичная система выбора reviewer`ов в Братиславе: там все собираются у большого листа бумаги, расчерченного на клеточки, где по вертикали идут имена, а по горизонтали время, и называют тех, кому хотят показать свои работы. Просто в порядке живой очереди, вроде бы очень хорошо, но только обидно видеть, как вожделенная строка заполняется чужими фамилиями, а твоя очередь всё не подходит и не подходит. Зато потом в зал, где проходит Portfolio-review, пускают всех. Можно сидеть там хоть весь день, ожидания свои интервью и попутно смотреть, что показывают другие. На мой взгляд, хьюстонский FotoFest напрасно лишает фотографов этой возможности: не всегда получается увидеть портфолио других участников в фойе, когда они их демонстрируют друг другу. К тому же в Братиславе, заметив что-то для себя интересное, просишь показать тебе специально. В Хьюстоне же мне делать было это не совсем удобно — я не люблю хвалить то, что мне не понравилось, но и не беру на себя труд и право судить других, посему, в Берлине и Братиславе, я заранее приглядывалась к работам, и лишь потом шла знакомиться с их авторами.

Что касается знакомств с коллегами по профессии в Хьюстоне, то там понимаешь, что нельзя валить в одну корзину интерес к человеку, как личности, и восхищение его работами. В Америке больше общаешься, особенно по вечерам на вернисажах. Я, как и большинство приехавших на Portfolio-review FotoFest’a, жила в Doubletree-hotel`e, откуда нас по завершении дневных сессий забирали автобусы и возили по всему городу, с открытия на открытие. Думаю, что сама я вряд ли выбралась бы на все — а там-то как раз всё самое интересное и происходило: прекрасные выставки и непринуждённая обстановка, в которой так легко и приятно познакомиться с фотографом с Тасмании или продолжить беседу с куратором из Лондона или галерейщиком из Санта-Фе. Да мало ли на Земле других интересных городов и интересных фотографов, фестивалей?

Читать 2 часть
Читать 3 часть