О санкт-петербургской «Галерее Печати», об авторской фотокниге и о проекте «Читая фотокнигу» в эксклюзивном интервью для Photographer.ru рассказывает Владимир Семенов, издатель, фотограф, PR-директор «Галереи Печати».
Расскажите, пожалуйста, про Галерею Печати: какая у вас история, какие направления деятельности?
«Галерея Печати» возникла в 2010 году, изначально как цифровое подразделение типографии «Студия НП-Принт». Сам «НП-Принт» действовал на рынке Санкт-Петербурга уже 15 лет. Инновация была в установке новейшей цифровой машины — Xerox 1000. Я пришел в компанию позже в 2013 и предложил рестайлинг. Приоритетным было направление: «Авторская фотокнига», хотя кроме нее были «Типовые фотоальбомы», «Классические книги» и печатная реклама. «Авторская фотокнига» дала толчок в дизайне, в поисках новых материалов и смешении разных способов печати. Мы стали уходить от «стандартной типографии» в сторону креативной компании, где есть типография, лофт-офис и галерея. Переехали в старинный комплекс «Казенных винных складов» напротив «Красного Треугольника». Делаем постепенно ремонт. Наша галерея позиционируется как выставочное пространство для книг, фотографий, графики, всего того, что связано с издательским и печатным делом, прямо в ней мы начали проводить семинары и воркшопы. К «Фотопараду» в Угличе прошлым летом мы изготовили для семинара основные прототипы изданий, которые мы можем делать, включая такие сложные как «открытый переплет», «японский» или «восьмой». У нас полный редакционно-издательский процесс, включая препресс и цветопробу.
Когда вы начали заниматься авторскими фотокнигами, как возник к ним интерес?
Лично я увлекался фотоизданиями очень давно, еще с конца 80-х, тогда это были видовые фотоальбомы или политические издания про историю компартий и стран социализма. Советский дизайн был грандиозный и имперский: пафосные видеоряды людей труда, строителей коммунизма и тд. Разница между нами и западом тогда была в том, что у нас невозможно было издать именно авторскую фотокнигу. Фотоиздание — это был всегда плановый госзаказ издательству «сверху», в отличие от западных издателей. Например, Мартин Парр и Гэрри Баджер в энциклопедии «Фотокнига. История» пишут о культовой авторской фотокниге Кристера Стромхольма «Poste Restante», изданной в 1967 году. Эта книга — личный дневник фотографа, путешествующего по всему миру. У нас подобная книга вряд ли была возможна в то время.
Интерес к современным авторским фотокнигам возник естественным образом лет 5-6 назад — сначала из информации, доступной в интернете. Интернет же, на мой взгляд, и простимулировал бум фотокниг в последнее время: обилие виртуальной информации начало выталкивать авторов обратно «в бумагу». Произошло бегство от цифры к забытым тактильным ощущениям. А также, конечно, фотографы поняли, что формат книги — компактный, мобильный, позволяющий экспериментировать — универсален для создания авторского высказывания.
Какие авторские фотокниги вы уже издали и с какими фотографами и проектами работаете сейчас?
В начале мы стремились к разнообразию, чтобы были разные авторы разных направлений и стилей. У нас были и матерые коммерческие авторы, арт-фотографы, репортажники, документалисты или просто люди, увлеченные идеей. Например, у нас издались Юлия Борисова, Александр Орлов, Кирилл Савченков, Аня Бочарова, Ксения Диодорова, Юра Молодковец, Дмитрий Орлов и другие. Темы очень разные: дерзкая и поэтичная книга Кирилла Савченкова «Айсберг» про скейтбордистов, граффитчиков, молодежь в принципе и городскую среду; а Юлия Борисова в «Дальнем береге» показывает, как трагически менялись судьбы людей во время создания искусственного водохранилища под Калязиным. Макет «Айсберга» был номинирован на премию MACK first book award, а «Дальний берег» попал в шортлист международного фестиваля фотокниги в Касселе.
Мы постепенно складываем по кирпичикам свои издательские принципы: не хотим занудных ограничительных правил или, наоборот, быть слишком всеядными. Мы не можем афишировать все проекты, над которыми сейчас идет работа, не все авторы предпочитают оглашать рабочий процесс. Хотя, впрочем, иногда авторы выбирают стратегию разработки книги в публичном режиме. Ксюша Диодорова издала свою фотокнигу «В холоде», используя краудфондинговую платформу, для нее было важно рассказать о книге до ее выхода. Юлия Борисова переиздает свои книги, делает доптиражи. Сергей Максимишин, Андрей Поликанов и Артем Чернов сняли целый фильм о том как идет отбор фотографий для книги Максимишина. Чернов заканчивает монтаж. Я видел черновой вариант фильма – ценнейший пример редакторской работы. Ждем анонса готового фильма в фейсбуке.
Является ли ваш подход коммерческим?
Авторские фотокниги – это совсем небольшой процент в общем обороте компании, а иногда, если авторская затея слишком сложная, то издание приносит убыток. В России невозможно делать бизнес на авторских фотокнигах. Не очень это получается и в остальном мире. Даже при том, что на западе фотокниги — это часть культуры общения людей, это феномен, вокруг которого выросло огромное сообщество, — фотокнига зачастую не является коммерческим продуктом — многие издатели рады, если получается «уйти в ноль», продавая книгу по себястоимости. Разница заключается в том, что на западе есть больше возможностей найти аудиторию. Например, на фестивалях авторских фотокниг (демократичных и без пафоса): Offprint в Париже, Unseen в Амстердаме, Vienna Photobook Festival в Вене. Помимо издательств авторы сами продают свои книжки, благо участие стоит не очень дорого. В России, к сожалению, пока такой крупномасштабной и международной ярмарки фотокниг не было.
Что такое проект «Читая фотокнигу»?
«Читая фотокнигу» — это проект, состоящий из выставки, семинара по созданию фотокниг и конкурса рецензий на фотокниги. Выставка открылась 1 октября и будет идти до конца ноября в пространстве Галереи Печати. Выставка показывает 15 фотокниг. Но через эти 15 книг зритель проходит, держа в руках буклет с цитатами из разных рецензий на представленные издания. Каждый раз, разглядывая ту или иную публикацию, можно узнать разные ее прочтения известными критиками, кураторами и художниками. Такми образом, выставка дает понимание контекста, в котором существуют фотокниги; платформ, инициирующих дискуссию о них; а также многочисленных способов и уровней «прочтения» фотокниги. Помимо других книг, на выставке присутствуют уже распроданные пронзительная книга о сыне Эрика Степаняна «Лукас» и веселая «Партия, Цитаты Председателя Мао Цзэдуна» Кристины де Миддел (автора легендарной книги «Afronautus»). Джеймс Рид сделал книгу «Агрессоры» специально для выставки — для того, чтобы в ней появились изображения, ее нужно поджечь. В общем, много экспериментов (книга-постер, книга-маска, книга-фильм) и увлекательных историй. Над дизайном выставочного пространства работали Рената Альварес и Томас Вансинг. Рената в прошлом году занималась дизайном Undercover — выставкой о голландских фотокнигах, проходившей в Эрарте. Undercover получила серебряный приз European Design Awards за выставочный дизайн, и для «Читая фотокнигу» Рената и Томас также разработали уникальный дизайн. Куратор и продюсер проекта «Читая фотокнигу» — Дарья Туминас, которая была со-куратором той же выставки Undercover, а сейчас занимается преподаванием фотографии и кураторскими проектами в Амстердаме.
Почему вы решили провести этот проект?
«Читая фотокнигу» — это своеобразный импорт современных знаний и дизайна книг в нашу действительность. Получилась образовательная и познавательная история для творческих людей. Также мы хотели начать новую жизнь на новом месте с выставки интересных авторских изданий.
В рамках проекта также прошел семинар Ксавье Фернандеса Фуентеса «Фотокнига: в процессе создания»: какие результаты?
Что было здорово–это желание участников учиться не только у Ксавье Фернандеса Фуентеса, но и друг у друга. Ксавье преподает в Художественной академии им. Ритвельда в Амстердаме дизайн и производство фотокниг, у него наработанный стиль преподавания, и, насколько я знаю, студенты получили очень практичные советы по структуре книг, концепциям проектов в целом, типографике и так далее — в каждом случае была своя задача. Макет книги «Pearly Gates» Анастасии Лазуренко, фактически сделанный на семинаре, был сразу же номинирован на премию макетов фотокниг Rock Your Dummy! в Париже. У некоторых участников, например у Александра Чернавского («Insomnia») и Александра Астафьева («101»), уже к началу семинара были конкретные идеи по поводу создания книг, и в течение семинара они получали советы по поводу отбора изображений и структурирования материала. Некоторые авторы перерабатывают материал в полноценные издания. Несколько тысяч просмотров в фейсбуке за дни семинара и масса комментариев, писем, смс, звонков.
Также сейчас проходит конкурс рецензий на фотокниги выставки. Расскажите про него.
Конкурс на написание фотокнижных рецензий проекта «Читая фотокнигу» — первый в своем роде в мировой практике. Мы проводим его совместно с Photographer.ru — ресурсом, на котором будут размещены лучшие тексты. На конкурс принимаются рецензии на книги, представленные на выставке, поэтому, конечно, если есть возможность, то выставку хорошо бы посетить (тем более, что вход на нее бесплатный). Если возможности посетить выставку нет, то можно воспользоваться данными из интернета или из группы конкурса в фейсбуке, где мы публикуем ссылки и изображения.
Ждем заявок до 25 ноября (на адрес d.tuminas@print-gallery.ru). 3 победителя получат призы — печать книг в разном количестве копий и другие приятные бонусы.
Мы рады работать с нашим жюри: Надежда Шереметова (директор Фонда «ФотоДепартамент» и фотокритик), Викторя Мусвик (фотографический критик, журналист, преподаватель, исследователь), Евгения Свещинская (фриланс исследователь и куратор, организатор фотокнижной ярмарки Unseen), Наталья Резник (фотограф, искусствовед, преподаватель курса «Как писать о фотографии»), Дарья Туминас (фриланс исследователь, фотограф и куратор, организатор проекта «Читая фотокнигу»). Подробнее о конкурсе можно узнать здесь: https://www.facebook.com/events/745542502184197/?ref=ts&fref=ts