«Я наблюдал за слонами и только что вернулся», – сказал Ануп Шах (Anup Shah), отвечая на телефонный звонок в одну из последних суббот ушедшего года. То, что для кого-то могло быть самым ярким впечатлением года, а то и всей жизни, для фотографа дикой природы – просто ещё один рабочий день. Когда он просыпается в своей палатке в кенийском национальном парке Масаи Маара, его день начинается вместе с животными. «Я просыпаюсь с пением птиц, – говорит Ануп Шах, – и ухожу ещё до зари».
Мистер Шах, 47-летний фотограф, встаёт с первой зарёй, пока палящее солнце не вынудило животных скрываться в тень для дневного отдыха. Его цель – не съёмка животных на отдыхе, он хочет поймать проявления личности, эмоции. Его чёрно-белые портреты сталкивают зрителя лицом к лицу с обитателями Масаи Маара: львами, леопардами, гну. Нередко ему удаётся ухватить реакцию животных на камеру. Они могут выглядеть удивлёнными, даже насмешливыми или просто спокойно проходить мимо.
Ануп Шах использует порядка 15 «внешних студий», мест, где свет падает как надо и можно ожидать появления «портретируемых». Одна из этих так называемых студий – место водопоя. «Иногда здесь никого не застаёшь, – говорит фотограф. – Но во время засухи тут всегда много следов разных животных, а значит, они приходили совсем недавно и с большой вероятностью придут снова».
(В этот момент в телефоне послышался рёв гиппопотама. «Я стою на берегу реки», – объяснил мистер Шах).
Ануп Шах использует дистанционно управляемые камеры. Обычно он паркует машину примерно в 50 метрах от камеры, и ждёт – ждёт, ждёт и ждёт…. «Чаще всего ничего не происходит, – говорит он. – Но когда начинается везение, нередко везёт по-крупному».
Обычный «выход» фотографий – примерно одна в неделю, но подчас получается три или четыре. Успешная фотография, по мнению автора, «должна создавать впечатление, что животные в группе снимали друг друга».
Во время нашего предыдущего разговора, мистер Шах уже провёл в заповеднике две недели, из запланированных шести. Его новая книга, «Маара» (“The Mara”), изданная Музеем Естественной Истории, результат примерно шести таких путешествий – примерно год, проведённый в общей сложности в палатке. В остальное время он живёт в Англии и путешествует со своей женой, Фионой Роджерс, специализирующейся на фотографировании приматов.
Мистер Хан вырос в Кении, где дикая природа всегда была буквально «на пороге дома». «Мои родители часто возили меня в национальные парки – говорит он. – И как только я смог водить машину, я стал ездить туда сам».
Однако, став старше, он несколько удалился от дикой природы, отправившись учиться в Великобританию. Он получил Ph.D. и около десяти лет занимался преподаванием математического моделирования экономики, пока не понял, что не хочет посвящать этому жизнь.
В заповеднике, к западу от Найроби, Ануп Шах ведёт спокойную жизнь. У него нет смартфона, и большую часть времени он совершенно оторван от политики. В ожидании появления животных он читает классические романы. Недавно фотограф закончил «Великого Гэтсби» и надеется прочитать ещё много «классики», начиная с американской.
«Когда ты ждёшь,» говорит он, «твой мозг голоден, ему не хватает работы, а классический роман как раз позволяет получить все необходимые стимулы и нагрузки».
Конечно, Ануп Шах не всегда один в этих, едва ли не самых известных в мире, заповедных местах. Когда туристы приезжают посмотреть на ежегодную Великую Миграцию» зебр и гну, люди часто останавливаются поздороваться и поболтать с ним. Они спрашивают, почему мистер Шах держится в одиночку, «отбившись от стаи». «Люди думают, что я сумасшедший – говорит фотограф. – Кто-то приходит ко мне и говорит, "Ты знаешь, там прайд львов и они собираются делать что-то интересное", а я отвечаю – знаете, а вот мне это неинтересно».
Вместо этого он старается снять гораздо более аутентичные и интимные моменты из жизни животных, которые помогут зрителю увидеть их индивидуальность.
Например, говорит фотограф, у львов «есть реальная глубина в глазах. И установив контакт, вы увидите в них ум».
Ануп Шах говорит, что, занимаясь своей документальной фотографией, он «пытается отойти в сторону от общего взгляда и сделать свои фотографии более выразительными; чем-то, на что люди могут смотреть не один раз и чувствовать взаимосвязь. И это требует времени. Животные не выдают своих тайн легко».
Сайт фотографа http://www.shahrogersphotography.com/index.html
Перевёл с английского Александр Курлович