Гаитянские воришки, обедающие гусары и прогулка по Аллее Снайперов… Два влиятельных коллекционера фотографии разрешили заглянуть в свой архив.
Майкл Дж. Уилсон (Michael G Wilson) стоит за каждым фильмом о Джеймсе Бонде, начиная с «Лунного гонщика» (Moonraker) в 1979 году. Но в свои 74 года он не ограничивает себя ролью продюсера или исполнительного продюсера. Уилсон был также замечен в 18 эпизодических ролях в разных фильмах об агенте 007, таких как человек, несущий гроб, доктор, коридорный, начальник полиции, генерал, игрок в казино, техник NASA, греческий священник и член Совета безопасности СССР.
Уилсон занимает похожее положение и в мире фотографии: очень влиятелен, но предпочитает оставаться «за сценой». С 80-х годов, его интерес к коллекционированию фотографий очень вырос, вместе с ценой многих из этих работ на аукционах. Этот когда-то недооценённый товар ныне породил легион спекулянтов, дилеров и коллекционеров. Сейчас никого не удивляет, если фотоотпечаток уходит «с молотка» за цену выше, чем у акварели Тёрнера.
Некоторые коллекционеры концентрируются на какой-то одной теме, собирая, например, фотографии рук, каруселей, людей с закрытыми глазами, птиц, их яиц или того и другого. Среди богатого «рейтинга» коллекционеров попадаются единицы, которые сами по себе приобретают влияние, достаточное, чтобы принять участие в создании истории фотографии и влиять на место фотографий в этой истории. Саймон Байкер (Simon Baker), с 2009 года являющийся первым куратором фотографии в галерее Тейт, наверняка поместит Уилсона именно в эту категорию, говоря о том, что «он изменил отношение к фотографии в Тейт». Сейчас коллекция Уилсона насчитывает около 11 000 фотоотпечатков, то есть в три раза больше, чем собрание галереи Тейт. И эти фотографии не лежат на месте, они постоянно экспонируются как в Британии, так и за её пределами. Так, например, нашумевшая экспозиция «Портреты Уильяма Эгглстона в Национальной Портретной Галерее» в значительной степени базировалась на работах из этой коллекции.
В последнее время, Уилсон проявлял своё влияние, помогая продвигать малоизвестных фотографов, в частности, финансируя различные призы. Одна из его протеже – Чино Оцука (Chino Otsuka), появившаяся на виду в 2008 году после награждения премией National Media Museum bursary, которую спонсировал Уилсон. Оцука, фотограф, родившаяся в Токио и живущая в Лондоне, привнесла новое измерение в рассказывание визуальных историй, каждая из которых очаровывает Уилсона. «Если вы смотрите на традиционное искусство, – говорит он, – проблема в том, как рассказать всю историю в одном изображении – всю и сразу». Он противопоставляет этот подход фильмам из «бондовской» серии: «Мы рассказываем всю историю сжато, за определённое недолгое время. Без всяких уклонений, просто сюжет от начала до конца – раз, и всё».
Оцука ухватила взгляд Уилсона тем, что включила фотографии себя сегодняшней в её детские фотографии, создав увлекательную серию двойных автопортретов: взрослая женщина и девочка бок о бок на пляже, проходят мимо друг дружки на улице, закусывают, прислонившись к витрине. Коллекционер помог 44-летнему фотографу превратить эту серию (Imagine Finding Me) в книгу, которая была издана в 2012. Её сотрудничество с этим легендарным коллекционером привлекло внимание других, особенно в Лос-Анджелесе.
Идея коллекционирования появилась у Уилсона в 70-х. Его однокашник по колледжу, Уэстон Нэф (Weston Naef), работал куратором, и однажды, будучи у него в гостях в Нью-Йорке, Уилсон купил пять отпечатков, – фото американских кинотеатров, – у никому толком тогда не известного японского фотографа по имени Хироши Сугимото (Hiroshi Sugimoto). С тех пор этот автор выставился уже вообще везде, от Лондона до Техаса. Когда в 1984 году Нэф был приглашен музеем Гетти для создания коллекции фотографии, Уилсон последовал за ним на запад в Лос-Анджелес, где сейчас и находятся его отпечатки авторства Сугимото.
К этому времени, Уилсон был увлечён фотографиями 19 века. Позже, в 90-х, его внимание переключилось на 20-й век. После посещения экспозиции «Коллекция Элтона Джона в галерее Тейт Модерн» (the Elton John collection currently at Tate Modern), его основной мыслью было «я опоздал на корабль – это был модернизм. Я мог получить гораздо больше работ Андре Кертеша (André Kertész). Однако, есть ещё масса хорошего, что можно сделать, и деньги – недостаточный для этого ресурс».
Но каждый коллекционер жаждет того, чего у него нет. Ньюэлл Харбин (Newell Harbin), собиравшая фотографии для Элтона Джона, мечтает добыть отпечаток знаменитого кадра Ман Рэя, изображающего спину женщины с рисунком F-образных прорезей скрипичной деки. «К сожалению, – говорит она, – у нас нет Violon d’Ingres. Самый впечатляющий отпечаток этой работы находится в центре Помпиду».
Я присоединился к Полли Флери (Polly Fleury), одному из четырёх кураторов Уилсона, чтобы найти некоторые отпечатки в одном из его архивов в Лондоне, расположенном рядом с его домом в Хэмпстеде. Это фотография неизвестных рыбачек из Ньюхейвена Хилла и Адамсона (Hill & Adamson), относящаяся к середине 1800-х: многослойные накидки, фламандские капоры, плетёные корзины за спиной. Там работа Роджера Фентона (Roger Fenton), примерно того же времени («вероятно, шедевр»). Она называется «Обед для восьми гусар», и в левой части фотографии мы видим походную лабораторию Фентона – переделанную тележку виноторговца.
«Об этих работах надо заботиться», – говорит Флери, рассказывая о том, что фотографии содержатся вдали от сильного дневного света, при температуре 17˚С и 50% относительной влажности. Но даже самая тщательная забота не может спасти некоторые цветные отпечатки от выцветания, или от ветшания, истирания и другого износа. Маленькие отпечатки и дагерротипы Уилсон хранит дома. За ореховым обеденным столом 12 века, мы обсуждаем его коллекционерские привычки; ландшафт Камила Коро с изгибистыми деревьями висит на ближайшей стене, наследство матери Уилсона Даны.
Он говорит, что хранит большие отпечатки, которые трудно складировать, в другой своей расположенной рядом собственности, белом кубе с климат-контролем, вместе с различными безделушками со съёмок Джеймса Бонда (мне представились зубы Джо или, может быть, космический костюм из «Лунного гонщика»). В числе этих отпечатков «Грабители» Люка Делаэ (Luc Delahaye), снятые на Гаити во время выборов 2010 года. «Наверное, это самый невероятный
Уилсон помог Тарин Саймон (Taryn Simon), 42-летней фотографу из Нью-Йорка, сделать проект полностью, от начального исследования до завершения. Названный «Живой Человек, Признанный Мёртвым, и Другие Персонажи главы I – XVIII» (A Living Man Declared Dead and Other Chapters I–XVIII), он был завершен за четыре года и преподнесён в подарок галерее Тейт, где был показан в 2011 году. Среди прочих объектов, Саймон фотографировала подопытных кроликов, зараженных смертельной болезнью в Австралии и первую женщину, захватившую самолёт.
Как Саймон, так и Делаэ стали друзьями Уилсона и были приглашены на съёмки «Скайфолл» (Skyfall). Далеко не все фотографы, конечно, становятся близкими людьми для собирателя. Некоторые ключевые для европейской фотографии фигуры, такие как Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) и Дон МакКалин (Donald McCullin), например – не представлены в его коллекции вообще. Так что для их работ надо искать более гостеприимное место.
Где-то южнее Стипл Бампстеда, в диких дебрях Эссекса, наше такси преодолевает электрические ворота и подъездную дорогу длиной в полмили. Проехав мимо благоустроенных лугов, украшенных искусственными прудами, мы толкаем дверь просторного загородного особняка и входим в холл, полный грязных ботинок для верховой езды и детской обуви. Харриет Логан (Harriet Logan), 49 лет, встречает меня ирландским кофе (виски с кофе и сливками – АК). Она выезжала верхом на Тигре, своей чистокровной бывшей скаковой лошади.
Энди Симпкин (Andy Simpkin), председатель группы по приобретению фотографий Музея Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), назвал то, что скопила Логан «коллекцией фотожурналистики мирового класса», превознося главный ингредиент всех лучших коллекций – «личную страсть». И это несмотря на то, что Логан и её куратор Тристан Лунд (Tristan Lund) собирают коллекцию только с 2012 года, когда они оплатили счёт за первый отпечаток, авторства легендарного фотографа «Лайф» Альфреда Эйзенштедта (Alfred Eisenstaedt).
Medivac («Медицинская эвакуация»), фотография солдат в Афганистане, прикрывающих раненого товарища при посадке вертолёта, сделанная Дэймоном Уинтером (Damon Winter) в 2010 году, занимает центральное место в гостиной. В холле по соседству – «Женщина из Сараево», гигантская фотография Тома Стоддарта (Tom Stoddart) 1993 года, изображающая женщину, идущую по улице Сараево мимо защитных мешков с песком и вооруженного солдата. «Это что-то вроде гуманизации конфликта, – говорит Логан. – Она накрасилась, надела туфли с высоким каблуком и идёт по Аллее Снайперов».
Но почему вы живёте в окружении военного репортажа? «Я уверена, что эти фотографии не должны жить и умирать в журналах. История так легко забывается, но фотография метит её, делает реальной, ставит с нами лицом к лицу». Лунд добавляет: «Вы немного как бы принижаете зрителя, давая ему взгляд «снизу вверх». Помещая фотографии под стекло и освобождая от сопровождающего текста, вы делаете их чем-то большим, чем иллюстрация, повышаете их статус».
Выше по лестнице – фотография «Падающий» (The Falling Man) Ричарда Дрю (Richard Drew), снятая во время теракта 11 сентября, показывающая человека, выбросившегося из башни ВТЦ. «Можете себе это представить? Не иметь выбора. Я умру – либо я сгорю, либо прыгну», – Логан вздрагивает, вспоминая статью об этих людях, которая называлась «Последний способ топнуть по земле» (the way they could hear them hitting the ground).
Дальше в холле – одна из лучших военных фотографий Дона МакКалина. Висящие поверх обоев в виде живописных работ на ботаническую тему, отпечатки сделаны с качеством, которого я не видел раньше. «Я так люблю этого человека, – говорит Логан. – Он один из величайших художников, когда-либо родившихся в этой стране».
Не вся коллекция Логан состоит из жесткой фотожурналистики. Она также собирает Сола Лейтера (Saul Leiter) и Картье-Брессона (Henri Cartier-Bresson), вместе с пейзажами Брадфорда Уошберна (Bradford Washburn) и Эда Буртински (Ed Burtynsky). Она говорит, что если дом загорится, она будет спасать одну фотографию – работу Йозефа Куделки (Josef Koudelka) из серии «Цыгане» 1967 года, изображающую человека с конём.
Логан, считающая, что «трудно жить с пассивными картинками цветов», – импульсивный покупатель. Один большой отпечаток Брюса Дэвидсона (Bruce Davidson) с белой лошадью, лежащей на грязном откосе в Уэльсе, я запомнил с тех пор, как видел его в прихожей апартаментов автора в Нью-Йорке. Логан тоже увидела его там, и немедленно заказала отпечаток. Лунд более расчётлив и старается разнообразить коллекцию включением концептуальных работ Тревора Пэглена (Trevor Paglen) и Ричарда Мосса (Richard Mosse).
Я прохожу мимо фотографии женщины в чадре, сделанной самой Логан в Афганистане. «Это был один из тех случаев, когда я на самом деле почувствовала, как это – быть женщиной-фотографом, – говорит она по дороге, – потому, что мужчина не мог бы войти даже в комнату к этим женщинам». Логан обнаружила, что под чадрами женщины пользуются косметикой, причём очень интенсивно, что при Талибане было под запретом.
В 1992, в возрасте 24 лет, Логан выиграла награду Яна Перри (Ian Parry) по фотожурналистике. «Это изменило мою жизнь», – говорит она. Через двадцать лет, она начала свою собственную кампанию в поддержку находящегося не в лучшем состоянии мира фотожурналистики. Её собственная коллекция в этом месяце впервые покинет её дом для экспозиции «История Через Объектив» в Галерее Виктория Арт (Victoria Art Gallery) в Бате.
Вместе со своим мужем Марком, Логан спонсирует сейчас награду, которую когда-то выиграла сама, вместе с грантом W Eugene Smith по гуманитарной фотографии. За последние два года она поддержала проект «Антропоцен» (Anthropocene) Эда Буртински, исследующий разрушение человечеством окружающей среды; проект «Дискордия» (Discordia) Мозеса Самана (Moises Saman), посвящённый арабской весне; и «Географию Бедности» Мэтта Блэка (Matt Black), посвящённую сообществам в США, в которых 20% живут ниже уровня бедности.
«Коллекционеры вроде меня, – говорит она, – могут влиять на путь, который выбирает наша история».
Перевод с английского Александра Курловича
__________________________________________
Партнерская ссылка – Интернет-магазин Amystore