Красота вулканов Мексики сравнима с их мощью. Увенчанные снеговыми шапками или извергающимися столбами пепла и дыма, они всё равно представляют собой готовое поле деятельности для будущих фотографов, занимающихся съёмкой природы. Но для Гектора Герреро (Hector Guerrero) это нечто большее, чем натура для красивых картинок. 33-летний фотограф видит в них воплощение экологических и социальных вызовов для своей страны.
В течение нескольких лет он фотографировал на маршруте, вдоль которого расположены семь самых высоких вулканов Мексики. Они расположены в самых разных погодных условиях и оказывают давление на окружающую среду, что вынуждает живущих поблизости людей бежать в США или жить под постоянной угрозой. Его фотографии рассказывают о местах, где прекратились снегопады, ранее бывшие регулярными; о деревнях, где жители вынуждены были с оружием в руках защищаться от наркокриминала; о новых городах, население которых вытеснено со своих земель горными разработками или незаконной вырубкой лесов.
«На этом маршруте вы можете найти чуть ли не все возможные разновидности климата, и все возможные проблемы больших городов, – говорит он. – Когда вы говорите о насилии в Латинской Америке, вы найдёте множество конфликтов, возникших из-за контроля над водными или горными ресурсами. Однако, люди не проводят этой связи. В Мексике множество проблем, связанных с наркотраффиком. Но почему молодые люди идут в организованную преступность? Многие из них приходят из сообществ или мест, где традиционные профессии вытеснены шахтами».
Когда он работал над этим проектом, он хотели бросить некий вызов традиционному образу этих мест. Вместо того, чтобы работать в роскошном цвете, выбрал чёрно-белую фотографию, чтобы подчеркнуть человеческий аспект всей истории, а не красоты природы. Его цель – показать людей в их отношениях со средой жизни. Он начал с Невадо-де-Толука (El Nevado de Toluca), где снегопады бывали круглый год.
«Люди вообще не задумывались над этим, – говорит фотограф. – Теперь этого больше нет, и они ценят то, что было. Теперь там охраняемый национальный парк».
Он фотографировал в окрестностях вулкана Колима, известного также как Огненный Вулкан, где правительство разрешило людям селиться, хотя вулкан всё ещё активен. «Люди не боятся вулкана, – говорит он. – Вы видите пепел, падающий на город, но люди не хотят уезжать. Правительство требует от них подписать бумагу о том, что они понимают риск и берут его на себя, что бы не случилось».
В других местах он снимал города, давно похороненные под лавой и пеплом, где колокольня возвышается над ландшафтом. Он также фотографировал места, где развитие городов и загрязнения от них сильно испортили красивые виды, в том числе на вулканы, и города, жители которых вынуждены взяться за оружие для самозащиты. Эти фотографии в большей степени можно отнести к фотожурналистике, и они отражают профессиональный рост фотографа.
Он начал фотографировать в 16 лет, когда мать требовала, чтобы он учился ремеслу, на случай, если академическое образование не сможет прокормить. Он прошел курс фотографии в расчёте на то, что это будет легко и весело. «Я ни разу не фотографировал до этого, – говорит он. – У нас дома не было фотоаппарата, даже детских фотографий не было. Так что, увидев начальный курс, я спросил, будет ли это трудно». Он изучал освещение, композицию и проявку, но скучал, глядя на работы своих учителей, снимавших в основном свадьбы и студийную съёмку. Его судьба была решена, когда он увидел репортаж Бруно Барбье (Bruno Barbey) о столкновениях и протестах в Париже 1968 года.
«Они сильнейшим образом впечатлили меня, – говорит он. – Почему кто-то это снимает? Я думал, что фотография – это только о счастливых событиях. Я спросил учителя, и он сказал, что это фотожурналистика. Эти фото изменили мою жизнь, в 16 лет я понял, что хочу быть фотожурналистом».
Он проводил массу времени на улицах, фотографируя разные сцены, а также бегая по редакциям местных газет в поисках работы. Один из редакторов выдал ему несколько роликов плёнки и сказал, что если снимки будут достаточно хороши, их опубликуют. В конце концов, он получил работу в штате, хотя сейчас – фрилансер, работающий, среди прочих агентств, на «Франс Пресс» (Agence France-Presse). Его первые фотографии для них были (вы угадали!) – о вулканах.
Его интерес отражает его взгляд на изменения среды и климата, основанные во многом на наблюдениях того. Как исчезают ледники с некоторых пиков. Кроме мыслей об экологии, фотографа привлекает и красота этих ледников, и он хочет донести своё понимание до своих соотечественников.
«Многие люди знают название вулкана, но ни разу не видели его вблизи, – говорит он. – Они не видели ни одной кампании, рассказывающей о чудесах этого явления природы. Мексиканское правительство просто забросило эту тему. Люди не могут любить то, чего не знают».
Перевод с английского Александра Курловича