Надин Йевере (Nadine Ijewere) интересовалась фотографиями моды с юности, но только после того, как она стала изучать фотографию в Лондонском Колледже моды, она стала подмечать некоторые необычные оттенки – в первую очередь стереотипы, встречающиеся при попытке передать явления не-западной культуры.
«Искаженное представление» (The Misrepresentation of Representation) – ранний проект, который она сделала в университете, фокусировался на Ориентализме и на том, как возникло жесткое разграничение определённых культур в глазах западной аудитории. Рассматривая метафоры, используемые для создания образа Африки в модной индустрии, такие как племенная раскраска или анималистические позы, она была поражена засильем этих примитивных клише, коренящихся в лучшем случае в 1950-х, в современной индустрии моды, и занялась исследованием их происхождения.
В её нынешней работе, осветительное оборудование, провода и прочие студийные прибамбасы ограничивают кадр, а её друзья в карнавальных костюмах позируют на фоне затейливых декораций. Отвлекая внимание зрителя студийным оборудованием, Йевере сознательно показывает «конструкцию» картинки, с то же время используя разработанные мизансцены для подрыва установившихся стереотипов.
«Я хотела, чтобы выбранные мной модели были не из тех стран, о которых идёт речь на фото, чтобы подчеркнуть разнообразие сегодняшнего мира, – говорит она. – Каждый может быть откуда угодно».
Йевере развивает эту линию донесения своих идей через модную и портретную фотографию, фокусируясь на открытом исследовании идентичности через работы, центром которых являются глаза модели. Результат этих съёмок она категорически отказывается как-то категоризовать, обозначать. «Моя работа – о празднике разнообразия, без выделения некого «типичного представления», особенно для женщин, потому что мы более открыты для идей красоты и не удовлетворены тем, какие мы есть», – говорит она.
Для этого, Йевере сама проводит почти все кастинги моделей для своей работы, при этом часто отбирая девушек, не подходящих к стандарту индустрии. «Я особенно люблю снимать людей тех национальностей, которые мало представлены в индустрии, – говорит она. – Лондон – очень разнообразное место, и я чувствую, что это разнообразие должно быть отражено в мире моды».
Мощные фотографии Йевере уже принесли ей заказчиков из «тяжеловесов» мира моды, таких как Dazed и i-D, и таких клиентов, как Стелла МакКартни (Stella McCartney), Nike и Gap. Одна из ведущих фоторедакторов, пожелавшая остаться анонимным, сказал, что её стиль по-настоящему современен.
«Почти кажется, что богатство деталей и многослойность её работ, отображающих разнообразие юности – это визуальная метафора, намекающая на невозможность идентификации её объектов по каким-нибудь простым критериям, – говорит она. – Мы живём в мультикультурном обществе большой сложности и разнообразия, и работы Йевере – прекрасная ода этому».
Молодой фотограф, по происхождению наполовину из Нигерии и наполовину с Ямайки, сейчас обратила взгляд к своим корням и занимается личным, ориентированным на портрет, проектом в Африке.
Перевод с английского Александра Курловича