Пять лет подряд японский фотограф снимает истории о возможных сценариях жизни своих героев, а европейские критики увидели в них «клон-фотографию»

«Алиса» (2012), первый снимок из серии «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Где-то, на другом конце земли, скрываются альтернативные версии вашего «я», проживающие моменты случившегося прошлого или вероятного будущего. А что если однажды все они собрались бы вместе?...» Таким эпиграфом пять лет назад японский фотограф Даисуке Такакура начал то ли футуристическую, то ли терапевтическую серию «Monodramatic», которая вскоре привлекла внимание не только японских, но и европейских критиков, прочно закрепив за типом представленных в них изображений термин «клон-фотография». Сегодня в проекте 50 снимков, каждый из которых построен по принципу «монодрамы», или «театра одного актера», – раскадровки сценки из жизни одного героя в компании его параллельных «я».  

 

«Волшебный час» (2016), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Monodramatic» – проект, который объединяет не только театр и фотографию, но и, на мой взгляд, весьма экзистенциальный философский подход. И что из трех все же лежало в основе серии? Как вы придумываете свои сюжеты? История разворачивается с персонажа или с определенной локации, которую вы затем заселяете?

Все началось именно с театра. Дело в том, что когда-то я работал актером, участвуя в постановках одного маленького театра. Затем ушел в фотографию, но от опыта, полученного на сцене, решил полностью не отказываться, и сейчас он действительно оказывается востребованным – особенно когда я только приступаю к планированию концепции снимков. Однако, не все сразу – в самой первой фотографии «Monodramatic», сценке с Алисой, я еще точно не понимал, как может выглядеть финальная версия изображения. Сейчас «Алису» я скорее определил бы как экспериментальную театральную фотографию, сделанную в сотрудничестве с актрисой, у которой оказалось достаточно таланта, чтобы поделиться со зрителями разными интерпретациями одного и того же сюжета.

Вообще, над каждым снимком я работаю по следующей схеме. Сначала выбираю актера или актрису, танцоров, участников перфоманса и других действующих лиц, провожу с ними интервью, придумываю сюжет, декорации, место съемки (иногда даже делаю примерные наброски кадра) и только затем, наконец, приступаю к съемкам, отбору картинок и созданию финального, синтезированного, изображения. Мне важно, чтобы место точно «работало» на раскрытие истории героя или было очень похоже на то, что я придумал. Таким образом, сюжет и все движения актера в кадре – воплощение авторского замысла.

«Гости» (2013), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

Однако, мой подход не подразумевает ограничение свободы актера. Определенное пространство для маневра я им, конечно, предоставляю, и даже надеюсь на импровизации с их стороны. На этапе съемки работа с камерой даже больше напоминает действия театрального режиссера при постановке пьесы. Например, я могу посоветовать: «Попробуй поговорить с самим собой» или «Как ты думаешь, какие эмоции ты переживал минуту назад?» Я прислушиваюсь к мнению актеров, и мы вместе импровизируем, как если бы играли на сцене. Учитывая личность и характер каждого из них, мне хочется надеяться, что история выйдет за рамки изначально придуманного сюжета.

Где и что именно происходило бы, если бы на месте героя были вы сами?

Хм, вопрос интересный. Думаю, что однозначный ответ на него я вряд ли мог бы дать: все будет зависеть от времени и того, кто сыграет роль меня. Если бы история разворачивалась прямо сейчас, то там скорее всего была бы семья в доме или у высокого дерева. Интересно также выглядел бы диалог с самими собой на пустой сцене.

А вообще, у меня вряд ли есть клон. И даже если бы был, то мне вряд ли это понравилось бы. Внешняя схожесть, может, и была бы, но клон – это не я. Мне все же хочется принимать решения, руководствуясь собственным «телом и душой».

«Сувенир №2» (2015, переснято в 2017), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

Как вы относитесь к тому, что европейские критики используют для определения вашей серии термин «клон-фотография»? Ведь ее концепция вообще-то не совсем о клонах, а о множественных возможностях внутри одной жизни, скорее о случае и выборе.

Да, «Monodramatic» часто описывают термином «клон-фотографии» именно из-за многоликости представленных внутри одного снимка персонажей, разнообразия, возможностей и ситуаций выбора, которые как имеются у каждого из них. Но само слово «клон» не совсем совпадает с моим изначальным намерением, хотя, конечно, и такая интерпретация заслуживает внимания. Ведь разве каждое произведение не принадлежит зрителю, который его рассматривает?

Полагаю, что проект заинтересовал широкую международную аудиторию необычностью картинки, универсальностью темы и истории, а также игрой, возникающей ввиду театральности происходящего. Мне нравится, если удается стимулировать воображение зрителя.

«Толпа» (2014), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

Проект мне кажется в чем-то автобиографическим, но на подавляющем большинстве снимков – женщины и девушки. Почему вы остановились на героинях, а не героях?

В серии больше женщин-актрис, однако идеи делать акцент именно на них у меня не было. Но сейчас, когда я задумываюсь на эту тему, мне кажется, что женщины на самом деле интереснее, ведь у них действительно больше эмоций, чем у мужчин. К тому же это просто другой пол, а значит мне любопытнее изучать и чувствовать их красоту. Может, я бы и хотел побольше фотографировать представителей своего пола, но подходящий герой пока не нашелся.

Как вы думаете, почему такое число критиков, зрителей и галерей обратили внимание на ваше творчество? Раз уж «Monodramatic» работает, в некотором роде, с футуристической темой, можете поделиться своими прогнозами относительно будущего фотографии?

Думаю, фотография будущего, безусловно, перейдет на цифру и станет даже еще более привычным, каждодневным, занятием. Технологии продолжат стремительно развиваться, а вот понимание того, что, вообще, значит «фотографировать», может стать более размытым. Что касается аналоговой фотографии, то вряд ли она рискует полностью исчезнуть, ее суть все же сильно отличается от цифровой съемки. Сложно представить, что человек перестанет создавать новые изображения. Пока есть люди, будут и причины для создания визуальных «записей». Уйдет желание создавать новые изображения – исчезнет и фотография. Может, и снимки клонов однажды появятся, кто знает…

«Песня из автомата в прачечной» (2013), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Жилой комплекс» (2013), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Я пришла повидаться» (2013), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Сувенир №1» (2015), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Стриминг» (2013), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

«Мост» (2016), проект «Monodramatic» Даисуке Такакура. Предоставлено автором

 

Даисуке Такакура – японский художник, работает в области фотографии, дизайна и театра. Призер многочисленных конкурсов фотографии: International Photography Awards (2015, 2017), PX3 (2015), Young Portfolio 20115 (Kiyosato Museum of Photographic Arts), LensCulture Visual Storytelling Awards (2014) и другие. В формате персональных выставок самый известный проект, «Monodramatic», был представлен публике в Токио (галереи M84, Factorum и Sony Imaging), Осаке (Tezukayama Gallery) и Париже (Tezukayama Gallery). Серия также принимала участие в групповых выставках в Японии, США, Франции и Чехии.