Ресурс «1854 Media» и фото-ярмарка «Photo London» подготовили полезное руководство для тех, кто решается встать на путь коллекционера фотографии. Несмотря на то, что в нашем регионе пока еще популярен бодровский лозунг «Все только начинается!», самое время перестать откладывать и приступить к формированию личной коллекции. Знакомимся с британскими принципами – примеряем, отвергаем или соглашаемся.
С 1980-х потребность иметь в домашней коллекции фотопринт резко возросла, выяснили европейские эксперты, изучив покупательский спрос и ценовую политику. Согласно «Magnum Photos», актуальный рынок фотографии отражает происходящее на арт-рынке – правила и тенденции там одинаковые. И цены скоро будут тоже: некоторые редкие отпечатки уже покупают по «законам», принятым в мире других жанров и видов искусства.
Самое время – сейчас, уверены авторы руководства «The Beginner’s Guide to Collecting Photography», созданного под зорким оком «British Journal of Photography», подчеркивая одно из очевидных достоинств рынка фотографии. Сегодня этот медиум (пока еще) – самый доступный для коллекционирования. Принты «молодых и злых» можно потихоньку приобретать, даже если ваш бюджет исчисляется не самыми круглыми суммами.
Зачем покупать фотографию?
Ответ на этот вопрос справедливее всего дать в стиле американской писательницы Элизабет Гилберт, которая в своей последней книге «Большое волшебство», на примерах кейсов блестящих писателей, анекдотах и собственном опыте, уложенных в 320 страниц, объясняет нам, зачем творить. Если кратко – «Потому что это классно!» Вместо «классно» в нашем случае можно подставить что душе угодно: «красиво», «необычно», «интересно» – ну, и всяческие другие «глаз не оторвать». Вряд ли вы сразу ринетесь изыскивать в своем ежемесячном бюджете место для принта Гурски или Уолла, поэтому при покупках, как и в творчестве, стоит руководствоваться предельно простыми и честными принципами. Покупайте то, что нравится. Чтобы приятно было смотреть – да-да, заранее принимая и понимая тот факт, что фотография потом «будет мелькать у вас каждый день перед носом».
Однако, если вы все же не исключаете возможность возместить расходы на принт лет так через 20-50 и даже превратить их в доходы, то при выборе героев коллекции стоит иметь в виду следующие рекомендации.
Достойную замену фамильного ковра в гостиной можно начать с выбора подходящих кандидатур. Эксперты из «1854 Media» считают, что неплохо уделить время изучению резюме заинтересовавших вас фотографов: где выставлялись, кто освещал их проекты, какие отзывы давали критики и кураторы. Достаточно полное впечатление о творческом пути и интересах можно составить самостоятельно, изучив их онлайн портфолио или персональные сайты. Простой, но ёмкий совет дает директор «Crane Kalman Brighton» Ричард Калмэн, рекомендуя покупать работы, которые «волнуют, цепляют или заставляют задуматься». А если вам удалось выяснить, что цены на фотографии этого автора демонстрируют стабильный рост – шанс на удачную инвестицию еще выше.
Все еще сомневаетесь? Вспомните Энсела Адамса. В 1948 году за самую свою известную фотографию «Восход луны над горой Эрнандес, Нью-Мексико» (Moonrise, Hernandez, New Mexico) он просил… 50 долларов. Сегодня, всего 70 лет спустя, она стоит 362 500 долларов. Вот, что можно считать выгодным и элегантным вложением!
Вы обнаружили, что у автора полюбившейся вам фотографии пока нет ни участий в групповых выставках модных берлинских и парижских галерей, ни положительных рецензий на сайтах со звонкими названиями? Нестрашно. Хотите приобреcти фотографию – не отказывайте себе в удовольствии! «Инвестируя в начинающих авторов, вы делаете вклад в будущее медиума,» – отмечает в интервью «The Telegraph» Лаура Ноубл, галеристка, автор «The Art of Collecting Photography». Думаю, что это приятная мысль – просто купив отпечаток, который вам приглянулся, вы автоматически укрепляете арт-рынок своего региона и вселяете уверенность в начинающего фотографа.
Помимо принципа «куда душа зовет», которым руководствуются при формировании коллекции, можно также работать с определенным историческим периодом или персоналией. Любой из этих подходов имеет право на существование. Кто-то будет собирать Азию или, скажем, советские фотографии. А кто-то решит выстраивать коллекцию вокруг конкретного стиля или темы – каким бы фетишем это не выглядело. Однако, вне зависимости от выбранной стратегии, стоит начать с «подтягивания» образовательной базы: изучить соответствующую литературу, оформить подписку на фотожурнал или следить за публикациями критиков, пишущих рецензии на фестивали или выставки, проходящие в странах, которые не всегда есть время и возможность посетить лично.
Общение с фотографами, художниками, искусствоведами и критиками, посещение вернисажей и лекцией – занятия, которые уже, сами по себе, обогатят ваш культурный опыт. Покупка принта станет естественным волнующим шагом, инвестицией не только в фотоискусство, но и в собственное развитие.
Цена вопроса?
Цены и спрос на работы «старых мастеров» – вне зависимости от инструмента творчества – растут от сезона к сезону. И фотография в этой истории – не исключение. Число фотогалерей или арт-галерей, решивших торговать в том числе и фотопринтами, сегодня стремительно увеличивается. С каждым годом все больше музеев, арт-центров и галерей показывают как персональные, так и групповые выставки фотографов, уже добившихся мирового признания. Приводить примеры – нет смысла. Многим читателям, уверена, довелось в своей жизни видеть принты и Эллиотта Эрвитта, и Стива Маккарри, и Себастьяна Салгаду. Даже для массового зрителя, далекого от плана превратиться в коллекционеров – это классика.
Цифры в отчете «Art Market», опубликованном в 2015 году, показывают, что цены на фотографию за последние 15 лет выросли на 48% (аналогичный показатель рынка изобразительного искусства составил 36%). На аукционах общая стоимость рынка арт-фотографии оценивается в сумму более 200 миллионов долларов. Ускорение темпов касается не только работ признанных мастеров, но и фотографов, начинающих или продолжающих карьеру в избранной области.
Однако, опять же подчеркивают эксперты, цены на принты пока еще приемлемые. Средняя «вилка» – от 100 до 1 000 фунтов стерлингов (135–1 348 долларов), в зависимости от имени/раскрученности автора.
И кто же, по данным экспертов, занимает первые строки продаж? Особенных открытий нет – совместные продажи принтов Андреаса Гурски и Синди Шерман составляют 25% общего оборота в этом медиуме. Средняя стоимость принта на аукционе составляет 10 000 долларов (сравните со средней ценой в 60 000, если речь идет о живописном полотне). И пока только 20 фотографам удалось перешагнуть порог в 1 миллион долларов за работу. Самой дорогой фотографией является лайтбокс современного американского художника и скульптора Джеффа Кунса из серии «The New Jeff Koons» (1980) – на аукционе Sothebys за нее отдали 9, 4 миллиона долларов.
Цена в мире фотографии тесно связана с тиражом. Как пишут авторы «1854 Media», большинство арт-фотографии сегодня выходит в ограниченном тираже: от 8 до 15 работ. И именно он отчасти определяет и ценообразование. Понятно, что принт из тиража в 3 экземпляра будет дороже, чем принт из тиража в 50. Решение о том, сколько копий печатать, принимает сам фотограф, но общее правило гласит, что 30 принтов считается большим тиражом, а 3 – очень маленьким. Контроль над появлением новых принтов, не учтенных в официальной цифре, осуществляют сами фотографы или их уполномоченные представители – приходится верить на слово. По мере продажи принтов, цены на оставшиеся, естественно, будут расти. В случае ограниченного тиража с цифрового носителя фотографы обычно обещают уничтожить исходные файлы, чтобы обеспечить покупателям гарантию устойчивости цены.
Кто и что покупают?
Основатели «Photo London» Майкл Бенсон и Фариба Фаршад отмечают, что как в производство, так и в приобретение фотографии сегодня максимально вовлечена молодежь в возрасте от 19 до 35 лет. И именно из этой социальной группы в ближайшие лет 20-30 «вырастут» великие фотографы и коллекционеры.
Второй источник формирования «класса коллекционеров» – любители искусства «со стажем». Люди, которые уже интересуются и приобретают предметы искусства, и постепенно начинают посматривать также и в сторону рынка фотографии. Результат спроса – более динамичное и интересное предложение.
Анализировать спрос на фотографию сложно, так как не все покупки происходят на открытых аукционах или через галереи. Тем не менее эксперты все же озвучивают некоторые тенденции в плане содержания работ. С одной стороны, это, безусловно, классика. Но в то же время, отмечает Ричард Калмэн, «все больше людей, коллекционирующих арт-фотографию, ищут работы, которые стирают границы между «прямой» фотографией и другими формами искусства».
Крис Литтвуд, директор «Flowers Gallery», соглашается: «Покупатели обращают внимание на уникальные произведения, существующие в единственном экземпляре, – те, где присутствует художественный компонент. Скажем, элементы живописи, вышивки, коллажа, или нечто особенное, появившееся в изображении в процессе его создания или печати».
Еще один галерист, Майк Тан, директор нью-йоркской «Rubber Factory», приводит пример цианотипии – как специфического фотографического процесса, позволяющего создавать нетиражные произведения. Причины интереса к уникальному, экспериментальному, отпечатку – очевидны. Чем больше цифровой, массовой, фотографии в сети – тем больше хочется чего-то неповторимого, принадлежащего исключительно нам. Неважно, создали ли мы его сами или приобрели в коллекцию.
«Постановочная и документальная фотография, пост-интернет и трансмедиа – вот, возможно, самые востребованные современные жанры, – рассуждает Артуро Дельгадо, основатель галереи «ALMANAQUE», в Мехико-сити, – Но ведь дело не исключительно в них. На хорошее искусство спрос будет всегда, а плохое – всегда будет в изобилии. Мой совет – обогащайте свое знание о фотографии, наблюдайте, задавайте вопросы, спорьте, любите и презирайте. Есть деньги – приобретайте работы и поддерживайте авторов и их галереи. Ошибайтесь, посещайте музеи, общайтесь с людьми и просто классно проводите время! Ценность коллекции должна быть на втором плане, со временем она появится сама по себе».
«В чем-то великое путешествие коллекционера совсем не связано с искусством, и отражает скорее собственный рост человека, приобретающего работы», – уверен Майк Тан. Так что, попутного нам ветра, и – в путь! К чудесной домашней коллекции, к фотоискусству и, конечно, – к себе!