Зимой прошлого года я вскользь услышала о Visa pour L’image, и в голове сразу проскользнула мысль «надо ехать». Зачем, почему, с какой целью? В этом году я впервые добралась до Фотопарада в Угличе, а тут сразу Франция. Но у меня есть правило: если в голове зажглась лампочка с надписью «надо прыгать», значит надо прыгать. Обычно это приводит к положительному результату, а все остальное – лирика, на месте разберемся. Так в общем и получилось.
Сразу уточню, что я поехала не в рамках студенческой программы, а совершенно самостоятельно: почитала сайт, оформила аккредитацию, собрала портфолио и в путь.
В Европе ежегодно происходят два крупных события в сфере фотожурналистики, оба во Франции: Visa pour L’image в Перпиньяне и Фотофестиваль в Арле.
Про Арль ничего конкретного сказать не могу, но все очевидцы утверждают, что Арль – для тех, кто видит фотожурналистику в симбиозе с художественным компонентом. Иными словами там больше «art»-фотография, чем классическая фотожурналистика. А вот Visa как раз ориентированная на классический сторителлинг.
Фестиваль ежегодно проходит в маленьком городке Перпиньян рядом с испанской границей. Длительность мероприятия больше месяца, но фотожурналистам имеет смысл ехать только на “Pro week”, в самом начале сентября. В этом году «pro week» проходила с 3 по 9 число. Мне казалось, что недели много, но это не так, интенсивность мероприятий и общения такая, что время пролетает моментально.
Кому сюда нужно ехать?
Глобально на Visa pour L’image имеет смысл ехать в двух случаях.
Первый – вы понимаете, что хотите развиваться именно в направлении классической фотожурналистики, и вам нужен толчок. В таком случае подтягиваем английский, пакуем вещи и вперед, лишние сомнения ни к чему. Если вы хотите двигаться в профессии, то нужно понимать, как работает механизм взаимодействия фотожурналистов и редакторов, какие истории считаются хорошими на международном уровне и к чему вообще нужно стремиться. Для эффективной поездки обязательно иметь портфолио с хотя бы какими-то намётками серий, одиночные фотографии показывать не имеет смысла. Результатом поездки должна стать обратная связь по вашим работам и понимание, как менять свой подход, чтобы выходить на другой профессиональный уровень.
Второй случай – вы уже полноценно погружены в профессию, у вас есть серия, и вы хотите её показать редакторам. Или вернее так: вы хотите ее «продать редакторам» - это нормальный подход. Большая часть профессиональных фотожурналистов на Фестивале именно этим и занимается. Не стоит стесняться – вы сделали большую работу, теперь вы хотите, чтобы ее увидела максимально широкая аудитория. Изданиям нужен хороший контент, а ваш труд стоит денег. Дело за малым, нужно чтобы редакторы изданий, которым ваша серия может быть потенциально интересна, увидели ее и услышали ваши комментарии. Алгоритм тот же: пакуем вещи и вперед.
Один коллега, лауреат WPP 2016 года, с которым мы познакомились на Фестивале, всю эту вот сложную мысль выразил так: «Слушай, ну мы вообще тут, как голуби. Видишь они у остановки расхватывают крошки хлеба? А вон, видишь, тот голубь в стороне, который крыло поднимает и говорит «Можно и мне, можно и мне?». Ну так вот, голуби у остановки, которые едят крошки – это мы, а тот скромный голубь в стороне – это ты. Так что давай вперед!», при этом он меня ещё и слегка толкнул для общей убедительности, чтобы точно пошла. Потом долго инструктировал, что к редакторам нужно входить очень уверенно.
Зачем сюда ехать?
Опустим все очевидные моменты, что надо посмотреть выставки, работы коллег, послушать выступления выдающихся фотожурналистов и представителей индустрии. Перейдем к самому главному.
Для меня это было совершенно не очевидно, но основная причина ехать – общение в формальной и неформальной обстановке. Не берите с собой никого, кто хочет ехать с вами «за компанию». Нужно общаться с коллегами и редакторами из разных стран, показывать свои работы, обмениваться контактами, рассказывать о себе, о темах которые вам интересны. Идея – установление коммуникации. Смотрите, слушайте, спрашивайте. Поездка в Перпиньян выходит затратной по времени и деньгам, но это должно иметь смысл. Главный результат в том, что у вас будет прямой контакт редактора издания, которому могут быть интересны ваши темы.
На каком языке говорить?
Без английского на фестивале делать нечего. Даже французского будет недостаточно. Редактора и фотожурналисты приезжают из разных стран, поэтому английский – универсальное средство общения.
Не стоит в этом видеть проблему, язык нужен на нормальном разговорном уровне, чтобы вас понимали. За грамматические ошибки ругать не будут. Для большинства участников английский – не родной, поэтому не стоит переживать за погрешности в разговоре. Мне языки всегда давались тяжело. С ноября предыдущего года я стала реанимировать свои знания, занимаясь один раз в неделю по скайпу. И мне этого вполне хватило для полноценного взаимодействия на фестивале.
Но за пределами фестиваля с вами говорить по-английский не захотят. Помните детскую игру в ассоциации, когда при помощи движений нужно было что-то показывать, а все окружающие смеялись вместо того, чтобы угадывать? Навык этой игры вам пригодится.
Я думала, что демонстративное нежелание французов говорить по-английский –это миф. А вот нет. Многие из них все понимают, но делают вид, что знать не знаю, что вам от них нужно. Хотя некоторые и вправду не знают ничего кроме французского.
Меню в ресторанах на английском – это роскошь. Один раз за ужином нам пришлось на языке жестов показывать, какие именно блюда интересуют. При том, что каждый из нас свободно говорил на английском. Правда спас нас неожиданно русский. Устав от непонимания, я в сердцах прокомментировала это на своем родном, чтобы коллеги не поняли. И о чудо! Официант несколько лет учился в русской школе.
Вывод такой: учим английский, в фотожурналистике он в любом случае необходим.
Структура Фестиваля
Посетители Фестиваля делятся на две части: тех, кто посещает бесплатные лекции, выставки и вечерний скрининг и тех, кто купил аккредитацию – бейдж за 60 евро. На вопрос организаторам: «А зачем она нужна?», ответ очень неоднозначный: «Ну как зачем? Для доступа на второй этаж!». Забегая вперед скажу однозначно: аккредитацию брать совершенно точно нужно. А теперь разберемся с тем, что такое «второй этаж».
Выставки, лекции, скрининги. Бесплатно и без аккредитации. На первый взгляд кажется, что большая часть контента доступна без дополнительной оплаты. Все выставки, большинство лекций и встреч с авторами можно посещать бесплатно. На вечерний просмотр, или как его называют «скрининг», доступ без бейджа, но нужно выстоять общую очередь, в которой стоит треть города и все любители фотографии из ближайших городов.
Что дает аккредитация? Часть мероприятий, профессиональных встреч и круглых столов, доступна только при наличии бейджа. Доступ на вечерний просмотр по бейджу через отдельный вход. Вы гарантированно туда попадаете и практически не стоите в очереди. Но самое главное, аккредитация - необходимое условия для портфолио-ревью и доступа в пресс-зону, тот самый «второй этаж». Именно там происходит «всё».
Портфолио-ревю и пресс-зона. «Второй этаж», о котором говорили выше, как раз и есть локация для проведения ревью и официального общения с редакторами, коллегами и агентствами. По периметру основного помещения стоят презентационные стенды крупнейших агентств: VU, VII, Reuters и прочих. В середине – столы с табличками, где и проходят встречи с редакторами согласно расписанию. Там же находится зона ожидания, в которой можно удобно расположиться с ноутбуком.
Важно заранее записаться на портфолио-ревью на сайте. У меня это, к сожалению, не получилось. При том, что я постоянно мониторила сайт Фестиваля в ожидании обещанного календаря встреч, но так его и не дождалась. Написала вопрос организаторам – он остался без ответа. В итоге, уже при получении аккредитации мне сказали, что все занято и для ревью нет ни одного свободного места. Выяснилось, что была какая-то сложность с сайтом и календарь не у всех корректно отображался, поэтому некоторое количество участников оказалось в подобной ситуации. Я, конечно же, расстроилась, потому что была не готова, пролетев тысячу километров, уткнуться в закрытую дверь. В итоге дверь оказалась закрытой, но не запертой – пара агентств объявили запись на ревью на месте, опытные коллеги, с которыми познакомилась там же «на втором этаже», подсказали, кому можно показать работы в неформальной обстановке. Так что поездка оказалась очень плодотворной.
В следующем году я все-таки постараюсь записаться заранее, что и вам рекомендую. По словам организаторов, календарь появляется в середине июля.
Вечерний скрининг. Это ключевое ежевечернее мероприятие, на которое идет большинство участников Фотофестиваля. В рамках скрининга происходит награждение победителей конкурсов, делаются важные объявления и показываются актуальные новые и выдающиеся старые серии работ. Один мой коллега из Словении, который уже не первый год публикуется со своими историями в ведущих международных изданиях, после просмотра одной из серий сказал: «Вот так я и вижу, что не стою на месте. Когда я здесь же смотрел эту самую серию в 2009 году на своей первой Visa, то подумал «А что в ней вообще такого в этой серии?», а теперь я увидел в ней настоящую историю. Я понимаю, какая огромная работа за ней стоит».
После вечернего просмотра начинается неофициальная часть в Café de la’Poste. Это место уже много лет является точкой сбора участников фестиваля в неформальной обстановке.
Как получить аккредитацию?
Аккредитацию нужно получать оформить заранее через сайт фестиваля https://www.visapourlimage.com/en
Там есть форма заявки, на почту должно обязательно прийти подтверждение. Оплачиваете уже на месте, при получении бейджа. Лучше это делать заранее.
Как подготовиться к фестивалю?
Печатать фотографии не обязательно, все можно показывать в цифровом варианте. Подготовьте 1-2 серии или больше. Сделайте 2 выборки: узкую в 10-15 карточек и широкую до 50 карточек. Вторую имеет смысл показывать, если вас об этом просят после просмотра узкой выборки. В большинстве случаев будет достаточно небольшой серии.
Обязательно подготовьте визитки на английском языке. Или двухсторонние на русском и английском, чтобы не делать два отдельных макета. На визитке укажите ваш сайт. Достаточно будет удобного сайта, сделанного самостоятельно, желательно на двух языках. Специальный дизайн и сложные элементы не нужны, люди должны просто иметь возможность пройти по ссылке и увидеть ваши работы.
Весной на сайте Фестиваля анонсируется прием работ для выставок и вечерних шоу. Если у вас есть готовая серия – обязательно отправляйте. Она вполне может попасть в программу фестиваля.
Посмотрите заранее, кто вообще будет на мероприятии, какие агентства и журналы. Если кого-то вы не знаете, наведите справки, изучите их целевую аудиторию и формат. Иными словами, сформулируйте список тех изданий, с которыми вы хотели бы встретиться.
Как добраться?
Из Москвы в Перпиньян прямых рейсов нет, поэтому перелет может занять более 30 часов из-за пересадок. Это неудобно и дорого. Расскажу о самом, на мой взгляд, оптимальном варианте.
Перелет из Москвы в Жирону и обратно стоит около 16 тысяч рублей на лоукостерах Pobeda, а время перелета всего 4 часа. Из Жироны до Перпиньяна несколько раз в день ходят поезда, стоимость билета туда-обратно 4 тысячи рублей, время в пути меньше 40 минут. Автобусы из аэропорта Жироны до железнодорожной станции 2,75 евро в один конец, отправляются они каждые полчаса и время в пути около 30 минут.
Наверняка стоимость билетов может колебаться в зависимости от сезона, но разница будет невелика. Я все билеты брала в августе, накануне поездки.
Где жить?
Бронировать жилье лучше заранее. Оптимальные по цене и расположению отели расходятся очень быстро. Поскольку я готовилась в последний момент, то забронировала недорогой отель ближе к окраине города. Город маленький, так что окраина в масштабах Москвы – это где-то в районе Садового, но автобусы заканчивают ходить очень рано, после скрининга и вечерних посиделок остается два варианта: такси или пешая прогулка. Так что в этот раз планирую до Нового года подобрать через Airbnb небольшую квартирку в центре города. На мой взгляд, это оптимальный вариант, так в основном и делают те, кто на Visa не в первый раз.
Ехать на Фестиваль, безусловно, стоит. За эту неделю ты получаешь столько разноплановой информации, что не остается шансов уехать без своего «level up». И самое главное – большую часть этой информации ты получаешь из первых рук от авторов проектов или представителей изданий, с которыми очень хотелось бы сотрудничать! Редактор одного крупного французского журнала в неформальном общении одной фразой сформулировала рецепт успеха в нашей профессии: «Общайся с людьми нормально и очень, очень, очень много работай». От себя добавлю, что во время работы нужно переставать быть только фотографом – нужно становиться еще и журналистом, который пользуется языком фотографии, а не словами.