Фотообразование сегодня можно получить во многих местах, но что подразумевается под этим словом, не всегда способны ответить даже многоопытные профессионалы. Мы начинаем серию интервью с руководителями наиболее серьезных учреждений, занимающихся вопросами фотообразования в России. Начнем с петербургского «ФотоДепартамента».

Осенью 2006 года в самом центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте, дом 20, начал работу новый масштабный проект в области фотографии – Информационный центр/Бюро «ФотоДепартамент». Инициаторами проекта стали куратор и фотограф Ольга Корсунова, фотокритик Надя Шерье и искусствовед Елена Зырянова, в последние два года принимавшие активное участие в деятельности Фонда «Петербургские фотомастерские» и Государственного центра фотографии.

«ФотоДепартамент» – новая организация, которая соединяет в себе коммерческое и некоммерческое отношение к фотографии: от открытого информационного центра по современной российской и мировой фотографии, организации выставок и профессиональных образовательных семинаров до продажи фотоотпечатков известных и молодых, но очень интересных и перспективных авторов.

Деятельность «ФотоДепартамента» включает в себя несколько направлений:

  • Информационный центр «ФотоДепартамент» – совместный проект с Библиотечно-информационным и культурным центром по искусству и музыке Библиотеки им. В.В. Маяковского – открытый доступ к фотоальбомам и журналам по фотографии, электронная база данных российских и мировых фотографов с их работами, обзор тенденций мировой фотографии, архив статей, а также информация об образовании, фотовыставках, конкурсах, галереях, организациях и другая информация, связанная с искусством фотографии.
  • Бюро «ФотоДепартамент»:
    • база данных профессиональных фотографов, снимающих в различных направлениях – от съемки эксклюзивного авторского семейного портрета до постановочных съемок моды, репортажей и цифровой постобработки изображений, а также организация заказных студийных и выездных съемок;
    • образовательные проекты в области профессиональной фотографии – интенсивные и долгосрочные курсы обучения у профессионалов – практикующих российских и зарубежных фотографов, технических и творческих специалистов из разных областей цифровой и аналоговой фотографии, модной, рекламной, творческой и других направлений фотографии, и в том числе проведение специализированных летних и зимних фотошкол;
    • продажа авторских отпечатков фотографий российских и зарубежных авторов, а также тиражные отпечатки по доступным ценам, созданные с использованием самых современных технологий печати и оформления фотографий;
    • прокат фотографий и собранных авторских экспозиций для украшения частных интерьеров, офисных и общественных помещений, оформление интерьеров авторской фотографией;
    • организация выставок, выездных кураторских и образовательных проектов, семинаров, конференций, дискуссий и иных открытых и громких событий в области развития и продвижения искусства фотографии.

Информационный центр/Бюро «ФотоДепартамент»
www.fotodepartament.ru
Тел.: +7-901-301-7994
Санкт-Петербург, Невский пр., 20, 1 этаж
БИКЦИМ Библиотеки им. В.В. Маяковского

Ольга   Корсунова
Ольга Корсунова
Ольга, Как вы оцениваете ситуацию с фотообразованием в России сейчас?

Сегодня она очень изменилась. Три года назад все искали, где бы поучиться азам фотографии. Сейчас другая беда: трехмесячных курсов, где можно научиться технически владеть цифровой камерой, достаточно. А вот что дальше делать? Те, кто в фотографию начинает погружаться глубже, сталкиваются с этим вопросом. Ведь как получается: писать научили, а что писать, как писать – сам разбирайся. А это «сам разбирайся» занимает много времени. Молодые авторы начинают открывать давно открытые Америки. С одной стороны, это неплохой путь, с другой стороны, лучше, когда тебе рассказывают о том, что уже есть.

«ФотоДепартамент» этим занимается?

Ольга Корсунова: У нас есть разные направления работы с молодыми авторами. Есть интенсивные авторские курсы, по два-три месяца. Это даже больше общение мировоззрений – можно посмотреть, как работают разные авторы, – Александр Китаев, Андрей Чежин, Людмила Тоболина. Раз в году мы составом «ФотоДепартамента» – я, Надя Шереметова, Елена Зырянова проводим летние школы. Первую провели в 2005 году. С нашей легкой руки теперь действуют уже три летних школы в Петербурге – наша в «ФотоДепартаменте», и еще «Петербургские фотомастерские» и школа при Государственном центре фотографии. Важно, что все это сильные интенсивы.

В этом году на летней школе мы делали журнал, в создании которого принимали участие слушатели семинара «Фотография в журнале». Журнал скоро выйдет из печати – 112 полос, тысяча экземпляров, формат А4. Семь групп, преподаватели – в редколлегии, партнером выступила Кафедра фотографии университета «Париж-8». Главный редактор – Михаил Сидлин, группу фоторедакторов вела Ирина Меглинская, Сергей Максимишин вел группу фоторепортеров, Юлия Варга (Париж) – арт-фотографию, Анна Чибисова – модную фотографию, группу стилистов – Мариета Ценова (Лондон). Тема семинара и журнала сформировалась естественно – как быть молодым фотографом, как молодому фотографу попасть в журнал, как работать с журналами, как журналы ищут себе новых авторов.

Есть у нас проект для молодых фотографов «Имя собственное». Суть и идея – известный куратор представляет молодого автора, никому пока еще неизвестного, который так поразил воображение известного и знаменитого, что он его представляет. Выставки в рамках этого проекта проходят каждые три недели в небольшом зале на Невском, 20, помещается 10-20 работ. То, что успеет пройти до Нового года, мы покажем в петербургском «Манеже» на выставке «Весь Петербург», где будем представлять молодую российскую фотографию – участвуют в проекте фотографы из разных городов страны, а также проведем портфолио-ревю для молодых авторов, будем смотреть фотографии и авторов для будущих выставок. На это мероприятие обычно приезжает много народу и интересно, что к нам приезжают молодые фотографы из Москвы. Видимо, некому там с ними возиться.

Самые интересные работы размещаем на сайте, там у фотографий тоже начинается какая-то судьба, их кто-то видит, хочет поработать с автором. Журналы пишут про «наших» молодых, – на сайт стали много заходить, смотреть – а это какая-то подвижка.

Вы считаете, что нужно помогать только молодым? Или сформировавшийся фотограф, желающий что-то изменить, тоже может искать вашей поддержки?

О.К.: Когда я еще занималась «Балтийской фотошколой», мы набирали молодых профессиональных фотографов, и народ приходил очень разный. Пришла дама 70-ти с лишним лет, сказала, что она молодой фотограф, занимается фотографией всего два года. Поэтому молодой фотограф – понятие относительное. Если человек хочет попасть в наш проект, и до этого никому не был известен, – пожалуйста, это формат «Имени собственного». Есть выставочные проекты, где мэтры перемешиваются с молодыми.

Авторские интенсивы, которые показывают себя как одна из наиболее жизнеспособных моделей обучения, на ваш взгляд, кому они адресованы? Человек, которому нечего сказать, попадает под субъективное видение ведущего. А если ему было что сказать своего – он 1) раздражился услышанным и хлопнул дверью, 2) отточил в спорах свою точку зрения. Что бывает чаще?

Чаще всего – попадание под влияние. Курс пройден, итоговая выставка сделана, проходит время, выпускники приходят показать, что сняли – и поражает, как мало они меняются. Чаще всего мы видим попытки сделать то, чему их учили. Так что учеба помогает все-таки сильным личностям, пусть с неоформившимся, но своим взглядом. С остальными складывается ситуация пассивного следования.

На самом деле, все эти курсы должны быть приложением к фотографическому образованию. Фотографии надо учить несколько лет. Даже двухлетнее образование имеет смысл – ты видишь перспективу через ретроспективу. Надеемся, московская школа имени Родченко пойдет по этому пути.

Надо понимать: те, кого мы приглашаем, не профессиональные преподаватели. Преподавать и зарабатывать этим – не их образ жизни. Они фотографы, которых иногда можно выдернуть на короткий интенсив. Они все по-разному учат – кто-то по расписанию отчитывает, кто-то образует вокруг себя семью и дальше делает общие проекты.

Где еще учат фотографии и откуда к вам приходят люди?

Елена Зырянова: Отделение фотографии есть в университете культуры и искусства на кафедре искусств. Есть Оптико-механический лицей, Университет Кино и Телевидения.

О.К.: По моему опыту, сколько я занимаюсь с молодыми авторами с 1996-97 года, у меня было не больше двух интересных человек, пришедших из института культуры и искусства (теперь – Университет культуры и искусства имени Крупской), которые пошли в творческую фотографию. Из фотолицея никого нет, там преподают бытовую фотографию. Фотолицей – бывшее ПТУ, которое в свое время закончило огромное количество петербургских фотографов. Это было единственное место, где давали бумажку, что ты фотограф. Заведение называется лицей теперь, но готовят там по-прежнему с установкой «обслуживания населения».

Приходит много интересных фотографов с «Фотофакультета» при Доме журналистов. Туда люди идут учиться репортерской фотографии, но не у всех с ней складывается. Так что те, кто хочет заниматься творческой, авторской фотографией, рано или поздно приходят к нам. То же «Имя собственное» ведь не образовательный проект, авторы часто учились совсем не у нас.

У нас в последнее время много волонтеров, которые помогали нам, например, на летней школе безмерно, они учатся и помогают в организации. Профессиональное общение им очень помогает и развивает. Чем не образовательный проект, когда ты участвуешь в организации выставки, а на выставке встречаются Китаев, Чежин, Мохорев и три автора, которых только-только начинают знать? Это не образование в чистом виде, но школа фотографической жизни, если хотите. Фотографов из волонтеров – раз-два и обчелся. Все это люди, которые хотят научиться делать выставки, работать с информацией, писать о современной фотографии. Тоже особенно негде, как выясняется.

Ведь понятие фотообразования включает в себя очень многое. Вот хороший, интересный фотограф, но не знает, как оформить свои работы, повесить их, сделать экспозицию, что с ней делать дальше, как правильно составить CV, чтобы правильно себя представить на портфолио-ревю или в галереях. Этому нужно учить почти всех.

В каких областях фотообразование в выигрышном положении, в каких – в катастрофическом?

Лучше в репортерской. Она более востребованная. Если отъехать от Москвы и Петербурга, окажется, что та фотография, которую интуитивно делают молодые, она близка репортерскому жанру. Репортаж востребован, понятен, с ним можно попасть в журнал.

А учат лучше какой фотографии?

В Петербурге уже много лет существует факультет фотокорреспондентов при Доме журналистов, раньше он назывался факультет рабочих фотокорреспондентов, где, отучившись два года, можно было получить бумажку, что ты фотограф. 400 человек ежегодно поступает туда, 100 принимают. Поступивших распределяют по разным фотографам, они раз в неделю учатся, у них есть домашние задания, система зачетов. Туда всегда большой наплыв желающих.

О.К.: Я занималась «Балтийской фотошколой» при Государственном Центре фотографии. Раньше там был двухгодичный набор, набирали людей и с ними вели систему мастер-классов и выставочных проектов. Сейчас они перешли на другую схему, можно записываться на отдельные мастер-классы.

Вы отслеживаете успехи своих выпускников?

Отслеживаем. Собираем портфолио авторов. Не всех подряд, выбираем, приглашаем, с кого-то вытряхиваем. Одну девочку долго искали, увидев ее фотографии в интернете, где она фигурировала как «Лена Н». Нашли, оказалось, что она питерская и сделали выставку. В «Афише» работает, во Франции напечаталась.

Как взаимодействуете с другими фотошколами, кроме того, что принимаете на дополнительное обучение их учеников?

Надя Шерье
Надя Шерье

Надя Шереметова: Информацию обо всех учебных заведениях Петербурга и Москвы можно найти у нас в базе данных, с контактами и программами курсов. Взаимодействуем информационно. Но мы – следующая ступень. В любой фотошколе первой ступени ничего другого, кроме отчетной учебной выставки, не бывает. У нас другой ритм, другой образ жизни. В нас можно уткнуться, если тебе хочется что-то сказать, но не знаешь, где и как. Можно помогать в работе, таким образом, набираясь опыта. Можно подавать через нас заявки на международные конкурсы и гранты, передавать портфолио в базу данных информационного центра, которое видят специалисты, – так завязываются профессиональные контакты. Например, троих из шести показанных кураторам молодых ребят, чьи работы были у нас в информационном центре, премировали на конкурсе в Польше (Музейные встречи в Кошалине), в сентябре они едут на выставку. Для всех из них это первый опыт международной выставки, а им чуть больше 20 лет, кому-то даже меньше.

Можно сейчас где-то получить высшее фотографическое образование?

Диплом, в котором написано «фотограф-художник», дают в Университете культуры. Но такой профессии в реестре профессий нет. «Фотограф-художник» – только для определения себя. В СПбГУ на факультете журналистики есть кафедра фотографии. Петр Титаренко, только что выставлявшийся в проекте «имя собственное», заканчивал как раз СПбГУ, но он защищался не как фотограф, а как журналист, хотя диплом был по фотографии. Места, где учат фотографии, с привязанной к ней историей искусств, пять лет, нет до сих пор.

Елена Зырянова: Если смотреть по аспирантским работам Европейского университета в Петербурге, за пять последних лет на факультете теории и истории искусств было несколько работ, может, три-четыре, по истории фотографии, но не по современной фотографии. Нет специалистов, у которых можно было бы защищаться по современной фотографии. Тема, связанная с живописью и фотографией в историческом аспекте – даже такой ракурс затруднителен, потому что и здесь нет ученых, разбирающихся в предмете на уровне принятия кандидатской работы. Мне повезло, у меня был такой преподаватель, но он не занимается фотографией как наукой, и мы работали с ним вместе.

Мало книг, альбомов на русском языке, аналитических журналов нет, публичная библиотека остановилась на изданиях 70-х, зарубежные книги дороги и читают их единицы. Привозить книжки чемоданами из Европы и Америки – тоже не вариант.

Требовательный запрос знания живет в человеке недолго и не в каждом человеке. Ваши интенсивы отвечают такому запросу.

Ольга Корсунова: Ведь что происходит с обучением истории фотографии в предлагаемых обстоятельствах? Вот мы объявляем курс лекций по истории фотографии. Есть в Петербурге замечательный историк фотографии, Игорь Лебедев, собравший фантастический материал и читающий очень интересные лекции. В курсе «Балтийской фотошколы» он читал 10 лекций, на это все ходили. Стоит объявить тот же курс лекций отдельно, он совсем недорогой – почти никого, 2-3 человека.

Елена Зырянова: По разговорам понятно, что люди не совсем понимают, зачем им это. Зачем им знать, что фотография и живопись брали друг от друга, как взаимодополнялись. Люди не знают историю живописи, их не интересует и история фотографии. А главное, практикующим фотографам непонятно, как они дальше будут пользоваться этими знаниями. Люди считают: чтобы быть интересным фотографом, вырабатывать свой язык, не нужно знать, что было. Такое знание – засоряет. «Меня так расстраивает, что это до меня уже кто-то делал, что у меня опускаются руки. Я не буду ничего знать, тогда буду замечательным фотографом, с замечательным видением, буду уникальным. То, что это заблуждение, понимаешь, только когда узнал довольно много. Получается замкнутый круг. Невероятно трудно убедить человека в том, что это заблуждение.