Черпая вдохновение в воспоминаниях о недавно умершей бабушке, эта женщина-фотограф сделала серию, посвящённую героическим женщинам, чья роль в истории преуменьшена.
Моя бабушка умерла четыре года назад, в возрасте 91 года. Она была скромной, даже аскетичной женщиной. Её дом был чистым, без ярких цветов и украшений. Это было минималистическое жилище, чем-то похожее на монастырскую келью. Но за всем этим неярким антуражем, который показался бы кому-то «серым», скрывалась сильная и самостоятельная женщина со своими идеалами, отказывавшаяся от чьей-либо помощи всегда, кроме двух последних месяцев жизни. На тумбочке у е кровати лежал большой чёрный том Библии, а за дверцами закрытого шкафа скрывался целый мир книг. Именно там я нашла книгу «Женщины в Библии» (1964). Она была потёртая, без цветных иллюстраций, да и вообще почти их лишена, но, как только я начала её читать, я поняла, что эта книга даёт мне основу для нового проекта. Этот проект о женщинах, помещённых в известные истории в качестве «декоративного элемента», частицы фона, которые кажутся, как моя бабушка, мелкими и незначительными, но на самом деле, как и она, представляют собой яркие и активные фигуры. Этот проект посвящён ей.
Я родилась в Израиле в 1978 году, всего через 30 лет после создания страны. Это время было полно войн и сражений, и занятие фантазиями и духовным миром рассматривалось как привилегия. В книгах по искусству, которыми мои увлечённые родители заполнили весь дом, я нашла множество новых миров, ярких и разноцветных, так непохожих на то, что окружало меня в обычной жизни. В своих путешествиях по миру я старалась быть открытой для самых разных культур: монотеистических и языческих, религиозных и нерелигиозных. Всё это захватывает мою фантазию и помогает ей путешествовать по своим мирам. Вдохновение для моих «Женщин Библии» я черпала в ренессансном искусстве, и не в религиозном смысле, а скорее в персональном и универсальном. Точнее – это вдохновлено жизнью нерелигиозной иудейской женщины в Израиле.
Моя работа над этим проектом, начиная со сбора первой информации и до завершения, заняла три года. Многие мои родственники и друзья приняли в нём участие в качестве актёров и статистов, включая моего мужа Ярона и нашу собаку Сашу. Места для съёмок выбирались после долгих и нелёгких поисков по всей стране. Кое-что из костюмов и реквизита взято из «частного собрания» моей бабушки Мириам, а кое-что создавалось специально для съёмок.
За это время я стала матерью, и хотя работа, конечно, замедлялась из-за ухода за ребёнком, это даже добавляло мне уверенности и стремления довести её до конца. Для работы я выбрала девять женщин, сталкивавшихся с принятием серьёзных решений, думающих и действующих. Все они имеют нечто общее, и каждая чем-то трогает меня. Хотя они все взяты из Библии, на мой взгляд, это вневременные фигуры. Костюмы, фон и персонажи могут быть привязаны к любому времени и месту, так же, как и их борьба, сомнения, решения и пути справиться с реальностью.
Оригинальный материал опубликован на сайте LensCulture
Перевод с английского Александра Курловича