«Пилот катал меня над всем вулканическим побережьем в своём маленьком самолёте, собранном дома – с открытой дверью и мной, свесившимся наружу для съёмки».
Я сделал этот снимок над южным побережьем Исландии, с ультра-лёгкого самолёта, когда дроны ещё не были вездесущи. Я люблю тамошнюю суровую природу, контрасты. Дельты формируются из талой ледниковой воды, которая, спускаясь к берегу, несёт с собой ил и подобные материалы, оседающие ниже по течению. Там множество жизни – птицы, симпатичные исландские лошади, морские котики.
Поэтому несколько лет назад, после массы исследований, изучения Гугл-карт и книг, а также фотографий других авторов, я сел на ночной рейс из Нью-Йорка в Рейкьявик. Это было забавно – прилететь на огромном реактивном самолёте, иметь три часа после посадки на то, чтобы взять напрокат автомобиль, заселиться в гостиницу, подремать минут 20, затем встретиться с пилотом и провести весь день, летая над островом в маленьком самодельном самолётике.
Вы можете сколько угодно заниматься исследованиями, готовясь к проекту, но ничто не сравнится с тем, чтобы увидеть всё в натуре. Лететь в самолётике над этим ландшафтом – это было волшебно. Очень волнующе.
Во-первых, когда летишь в маленьком самолётике и фотографируешь, открыв дверь и свесившись наружу, это немножко напрягает нервы. Сначала жизнь пробегает перед глазами. Но я приспособился и чувствовал себя вполне комфортно и сосредоточенно на работе.
Мы искали птиц – чаек, или крачек. Они довольно небольшие, и их не так легко разглядеть. Но эту стайку мы отыскали быстро. Мы летели над ними на безопасном расстоянии. Я постепенно прихожу к выводу, что животным на самом деле нет дела до самолётов. Множество раз мне приходилось летать над стаями фламинго, оленей, тюленей и черепах. Высота 100 футов, на самом деле совсем мало – и им совершенно наплевать, они никак не реагируют.
Я точно знал, что я хочу найти за этот полёт – эту россыпь светлой гальки по чёрному песку. Мы заходили на эту точку несколько раз с разных углов, пока не получили нужный ракурс. Летчик дал мне возможность повторить кадр несколько раз.
Я начал работать в этой области в 2009 году. Тогда я только что закончил коммерческую съёмку в Ботсване, и у меня осталась пара дней, чтобы помотаться по окрестностям. Мне подсказали местного пилота со своим самолётом, который был рад любой работе. Под влиянием момента, я вдруг сказал: «О, это было бы классно». Я, конечно, видел мир с высоты 30 000 футов, но тут было совсем другое дело – этот сверхлёгкий самолётик, летящий совсем низко над ровной засохшей грязью. В дождь, вода собирает грязь и ил. А когда всё это просыхает, получаются очень интересные и красивые узоры, которые можно увидеть только так – их не рассмотришь ни с земли, ни с большой высоты. Это был классный опыт, который и привёл меня на эту дорожку.
Что привлекает меня в аэрофотографии – это размывание с определённой высоты границы между абстракцией и реальностью. Я никогда не показываю горизонт в кадре, потому что это слишком явная «точка отсчёта». Я стараюсь создать изображение, которое работало бы на разных расстояниях и нескольких уровнях. Некоторые аэрофотографии выглядят так. Что это может быть и пейзажем, и картинкой из-под микроскопа. Я хочу, чтобы вы знали, что это снято с воздуха.
Животные – хорошая «точка для фокусировки». Они узнаваемы, хотя я часто показываю их с непривычного ракурса. Это немного похоже на слоёное тесто – плоская поверхность земли, птицы над ней вторым слоем, вы ещё выше в качестве третьего. Я люблю играть с тем, как объектив «сплющивает» эту многоуровневую, трёхмерную картинку – с чувством масштаба, текстурой, дистанцией.
Факт, что птицы движутся в пространстве, как и я, это часть истории, которую картинка не рассказывает. Но для меня это важно. Вся реальность участвует в игре, движение океана, полёт птиц. Всё, что живёт и двигается, взаимосвязано участвует в создании красивого, гармоничного изображения.
Перевод с английского Александра Курловича
Оригинал на сайте The Guardian