Раймонд Карвер написал, «О чём мы говорим, когда мы говорим о любви»; Харуки Мураками написал, «О чём мы говорим, когда мы говорим о беге». И в нескольких абзацах ниже, я говорю о том, что я говорю, когда говорю о фотографии.
В своей серии «Паломник в Тинкер-Крик», выигравшей Пулитцеровскую премию, Энни Дилард (Annie Dillard) написала, что «…красота и изящество существуют независимо от того, понимаем ли мы это и чувствуем ли. Наименьшее, что мы можем сделать, это присутствие и осознание». Возникает вопрос – что значит «присутствие»? На протяжении всей карьеры фотографа я верил в подготовку. В студии я тестировал фоны и освещение. На открытом воздухе я обследовал место съёмки, затем планировал, как его подсветить, и если есть дополнительный объект или субъект, запланировать его размещение. Это такие «обряды», которыми я пользуюсь.
Но есть и ещё одна составляющая удачной фотографии. Чтобы добавить что-то, надо уметь забывать. Находитесь внутри момента. Цитата Диллард взята из её рассказа о том, как она увидела пересмешника, мчащегося к земле, и в последнюю секунду открывшего крылья и мягко опустившегося…. Как же это соотнести со съёмкой городского ландшафта? Как есть момент посадки птички, есть и момент, когда фотография «сложилась».
Майнор Уайт (Minor White) называл это «превизуализацией». Для Картье-Брессона (Cartier-Bresson) это был «решающий момент». Буддизм учит быть «внимательным». Как это ни называй, по сути нужно видеть момент и быть в нём.
Эти изображения рукотворных памятников показались мне чудесными. Эта серия, «Структура» – медитативна. То же можно сказать о каждой отдельной фотографии. Каждая медитация – есть концентрация внимания. Каждый момент внимательности был неподвластен времени. Работа фотографа – запечатлеть момент, когда «проявляются красота и грация». Это самое малое, что мы можем сделать.
Оригинал на сайте Dodho Magazine
Перевод с английского Александра Курловича