Каждый месяц Боб Уэйл рассказывает об очередном выдающемся фотографе, работающем «мобильником», который делает яркие работы на различные темы и с использованием различной техники. Некоторые из них широко известны в мире мобильной фотографии (выставляют и продают работы), а другие – просто одарённые умельцы, не имеющие широкой популярности.
Лю Кунькунь – китайский фотограф/художник, чьи работы, сделанные iPhone-ом, в основном сосредоточены на теме архитектуры. Подобно работам многих представителей ранней Дюссельдорфской школы, фотографии Кунькуня бесстрастны, созерцательны, отстранённы и сконцентрированы в первую очередь на форме. Но, в отличие от дюссельдорфцев, работы Кунькуня, их формальная красота, использование цвета и продуманное кадрирование направлены на то, чтобы раскрыть суть избранного объекта съёмки, а не просто на констатацию архитектурной детали. Практически в каждой из фотографий, игра линий, света и тени объединена в композиционное единство. Для зрителя, во всяком случае, чувство радости жизни – обычное ощущение от каждой из этих фотографий.
Боб Уэйл: Расскажите, пожалуйста, о вашей жизни, профессиональном бэкграунде, о том, как вы пришли к фотографии, как рос вас интерес к ней.
Лю Кунькунь: Я визуальный художник из Китая. Я очень интересуюсь развитием города, расширением идентичности и сюрреализмом в их приложении к фотографии. Для меня фотография – средство исследовать мир, выражать себя и делиться своими идеями и мыслями.
Я выиграл несколько призов по фотографии или был удостоен почётных грамот в MPA (Mobile Photography Award), IPPA (iPhone Photography Awards), IPA (International Photography Awards), PX3 (Prix de la Photographie, Paris), SWPA (Sony World Photography Awards), и на других международных конкурсах.
Мои работы выставлялись в Китае, Британии, Франции и Италии. Также мои фотографии вошли в фотокнигу «in the Sun on the moon, …» («на солнце на луне»), опубликованную издательством PhMuseum Lab (Болонья, Италия) в 2022 году.
БУ: Как вы пришли к использованию мобильных устройств вместо камеры?
ЛК: Мобильные устройства – это один из моих выборов для фотографирования. Мне нравится фотографировать постоянно, в повседневной жизни, и мобильные устройства просто более гибки и портативны. Обычно я пользуюсь iPhone.
БУ: Используете ли вы другие средства для творчества?
ЛК: Да. Помимо фотографии, я использую графический дизайн и видео, как часть моей работы.
БУ: Что вдохновляет вас?
ЛК: Вообще говоря, смыслы, заложенные в фотографиях других, вдохновляют меня. Кроме этого, чудесный цвет, свет и сложные геометрические формы – также факторы, в которых я черпаю вдохновение. Я надеюсь, что мои фотографии не только выглядят привлекательно, но выявляют больше и больше содержания по мере их просмотра.
БУ: Есть ли повлиявшие на вашу работу фотографы, художники или дизайн определённых эпох?
ЛК: Я не могу назвать конкретные периоды, скорее я вдохновляюсь множеством разных стилей и подходов. Я изучил огромное количество работ фотографов, работающих в самых разных областях, и узнал много нового, основываясь на их опыте, творческих концепциях и других аспектах их творчества. Как фотограф, думаю, я всё ещё исследую возможности этого вида искусства, не замыкаясь на каком-то одном узком стиле или категории.
БУ: Что вы пытаетесь рассказать своей работой?
ЛК: надеюсь выстроить связь со зрителями и будоражить их воображение. Иногда, я ловлю себя на том, что то, что я сам хочу сообщить – в общем, не самая важная вещь. Прекрасно, что зрители уходят с выставки, унося своё собственное понимание работ. Но, тем не менее, представления о сюрреалистичности, квази-утопичности в человеческой идентичности – это главная тема, которую я хочу донести.
БУ: Как вы понимаете, что работа закончена?
ЛК: Это зависит от того, над чем я работаю. Обычно, у меня есть подробный план с ясным раскладом по времени, структуре, планом истории или концептом. Если моя работа достигает этой цели, я считаю её выполненной. Но иногда продолжение работы по большому проекту может принести новые идеи, или саморефлексию, и тогда я «притормаживаю», и подчас пересматриваю прежние планы и переделываю/перенастраиваю их соответствующим образом. Затем я снова двигаюсь вперёд. Если работа заключается только в создании одной фотографии, все гораздо проще – если картинка выражает то, что я хотел показать, значит, она закончена.
Но когда я начинаю редактировать фотографии, я практически никогда не удовлетворён первой версией. И, если сразу не удаётся достигнуть нужной цели, я прекращаю работать, оставляю её до следующего дня. Обычно это помогает, и нередко я понимаю, что и работа предыдущего дня была вполне хороша.
БУ: Что вы называете своим стилем фотографии? Я вижу деконструктивистское/постмодернистское чувство, но возможно, это на мой западный взгляд.
ЛК: Я думаю, деконструктивизм или пост-модернизм могут быть правильным описанием, если основываться на тех специфических фотографиях, которые вы могли видеть. Но я работаю сознательно, используя определенный стиль, а не он определяет меня. Я предпочитаю сознательно придерживаться единого визуального стиля только в рамках отдельных проектов, а не для каждого проекта. Это потому, что я выбираю визуальный стиль для проекта, который лучше всего выражает мою концепцию.
БУ: Является ли ваша работа метафорой или представлением чего-то другого? Я подумал о различии у Канта «Вещи (или мира) в себе», и мира, как мы видим его. Удивлюсь, если ваша работа – не стремление воссоединить эти два мира, приблизить их друг к другу. Скажите мне, если я ошибаюсь.
ЛК: Я всегда стараюсь понять отношения вещей, и передать мои ощущения и мысли через мои работы. То, как мы видим вещи, часто определяет их суть. Я действительно пытаюсь «разобрать» первоначальный порядок сцены или предмета, а затем перекомпилировать и реорганизовать, используя простой визуальный язык, чтобы выразить что-то новое и исследовать границы фотографии. Она для меня – великий инструмент исследования мира и выражения своих мыслей, а не только создания красивых картинок.
БУ: Что привело вас к решению сконцентрироваться в основном на съёмке архитектурных форм, а не природы и людей?
ЛК: Архитектура окружает нас ближе всего в нашем мире, её не надо искать. Легко найти объекты для съёмки. Самое важное, что архитектура представляет собой эстетическую концепцию, воплощающую изменения, происходящие в ходе истории, в облике фасадов, структуре и цвете. Мы можем извлечь из архитектуры огромное количество информации. Это очень вдохновляет.
БУ: Что вы можете сказать о том, как ищете идеи?
ЛК: Трудно сказать. Большая часть фотографий, которые я снимаю на свой мобильный телефон, вызваны моей инстинктивной реакцией на то, что я вижу, моим чувством цвета и фактуры, а также моими мыслями и эмоциями в текущий момент. Если эти идеи – часть долгосрочного проекта, они всегда коренятся в моих интересах и исследованиях. Фотография в моей работе – это один из путей находить ответы или задавать вопросы.
БУ: Как вы кадрируете сюжет?
ЛК: Мой подход очень вариативен, и зависит от того, какую именно картинку я хочу снять, какие чувства или концепт выразить.
БУ: Вы используете альтернативную мобильную камеру для iPhone или оригинальное приложение камеры на своём мобильном телефоне?
ЛК: Для фотографии я всегда использую свой iPhone. Чаще всего пользуюсь приложением Adobe Photoshop Express. У него богатый функционал, и есть возможность быстрого и не сложного редактирования фотографий.
БУ: Какие мобильные приложения для постобработки вы используете в работе? Используете ли приложения для компьютера? Пожалуйста, опишите коротко ваш процесс постобработки.
ЛК: Я всегда использую Adobe Photoshop Express на айфоне и Photoshop на десктопе. Обычно я начинаю с настроек основных установок и параметров, таких как экспозиция, контраст, насыщенность и кривые, чтобы добиться хорошо выглядящей картинки. Затем, я удаляю нежелательные элементы или оттенки, чтобы придать фотографии более чистый вид (если это необходимо), и затем оптимизирую цвет с помощью настроек HSL и некоторых цветных фильтров. Весь процес несложен, хотя м занимает немало времени, и весьма эффективен в создании окончательного вида изображений.
БУ: Какие творческие схемы, рутинные подходы или ритуалы вы используете, чтобы достичь своих целей?
ЛК: Обычно, я составляю подробный план, чтобы определить, какого рода фотографии я буду стремиться сделать. Я могу провести какие-то исследования, чтобы определить некие элементы концепции моего проекта, и продумать, как они будут выглядеть, и какие условия будут нужны для того, чтобы в итоге достичь максимального результата. Затем я делаю какие-то пробные фотографии, и оптимизирую свой план, основываясь на результате проб.
БУ: В ходе разговора вы отметили, что предпочитаете не давать «кэпшен» или развёрнутых описаний, кроме простых названий, которые вы даёте своим работам.
ЛК: Мы живем в быстро меняющемся мире, который беспокоен и ищет быстрых ответов. Я хочу надеяться, что каждый из нас выделяет качественное личное время, время наедине с собой, когда мы можем лучше думать, творить и наслаждаться тем, что мы видели или сделали. Это как стиль моих фотографий, если его можно так назвать. Иногда мои фотографии выглядят успокаивающе и (вероятно), немного похожи на работы Kunstakademie Düsseldorf. Я всегда делаю их, слушая современную фортепианную музыку или музыку «Нью Эйдж». Это моё личное время, и я стараюсь глубоко задумываться о мире и придумывать новые потенциальные объекты для съёмки. Всегда есть надежда, что зрители смогут остановиться и по-настоящему посмотреть на эти осознанно созданные работы, не думая о них, как о «фотках», подобных фастфуду. Это отчасти объясняет моё стремление позволить работам самим говорить от своего имени, без дополнительных объяснений.
БУ: Что вы можете посоветовать автору, собирающемуся делать работы, концентрирующиеся на линиях, цвете, свете и архитектуре?
ЛК: С технической точки зрения, я думаю, ежедневная практика, особенно сосредоточивающая внимание на структурных схемах и диаграммах, очень важна. Чем больше вы будете знать о цвете и абстрактном искусстве, тем лучше будут ваши работы. Эта информация поможет вам лучше чувствовать структуру и цвет, также как и понимать, как лучше собрать всё это в единую композицию. Что касается первоначального концептуального замысла, широкие познания в фотоискусстве остаются жизненно важными для понимания того, как создать значительное и глубокое произведение, и быть уверенным, что работа не ограничится фиксацией поверхностной визуальной эффектности.
БУ: Расскажите коротко о работе, которую вы делаете с более «традиционными» камерами.
ЛК: Я использую традиционные камеры для того, чтобы создавать работы, связанные с долговременными проектами в современном искусстве, связанными с историей или концептом. Например, мой недавний проект «неизвестная мечта» посвящён моим чувствам и опыту во время пандемии COVID-19. Я пытаюсь деконструировать и комбинировать знакомые предметы первой и повседневной необходимости в моей маленькой комнате, так что эти, казалось бы, никак не связанные предметы начинают жить новой жизнью, устанавливая новые связи, как со мной, так и друг с другом.
БУ: Каковы ваши творческие планы на будущее?
ЛК: Я буду продолжать использовать мобильную фотографию для съёмки работ, связанных с моей повседневной жизнью и чудесным опытом. Кроме того, у меня в работе несколько проектов, связанных с развитием города, мистическими событиями и моим родным городом.
Перевод Александра Курловича