Начиная с конца 1990-х, инвестор Никола Эрни создала одну из самых выдающихся в мире коллекций модной фотографии. В ней присутствуют культовые изображения из каждого десятилетия, начиная с 1930-х годов, включая значимые работы таких авторов, как Ричард Аведон (Richard Avedon), Паоло Роверси (Paolo Roversi) и других.
«Мода и фотография всегда были для Никола страстью», сказал Стефан Путтарт, директор коллекции Эрни. Коллекция началась с серии работ из 1960-х и 1970-х, которые отражали время перемен в культуре, затронувших искусство, кино, моду и музыку.
Коллекция продолжает расти и сегодня, и в 2013, Эрни открыл частный музей в Штайнхаузене, в Швейцарии, чтобы дать фотографиям дом. Коллекция показывает историю модной фотографии как медиа, но также отражает личный стиль и вкус своей создательницы. «В подростковом возрасте она не только любила листать модные журналы, но и начала создавать свою первую одежду», добавил Путтарт.
Итак, какой совет может он дать тому, кто стремится коллекционировать фотографию моды? Портал Artsy обсудил с Путтартом важнейшие аспекты этого занятия.

Следуйте за «мурашками»
Золотое правило коллекционирования вообще применимо и для модной фотографии: Следуйте за своим вкусом и интуицией. «Никола Эрни приобретает только те работы, которые говорят её сердцу и вызывают у неё «мурашки», сказал Путтарт в интервью Artsy. «Собирйте то, что говорит с вашим сердцем, держите глаза широко открытыми, плывите по течению».
Эрни, в частности, особенно интересует то, что модная фотография – одновременно и художественный, и коммерческий продукт, результат сотрудничества многих ключевых фигур, начиная от дизайнеров и моделей, до стилистов по мейкапу и причёскам, заканчивая постановщиками сцены и, собственно, фотографами. Этот процесс Эрни находит крайне увлекательным.

Тренируйте свой глаз
После более, чем двух десятилетий коллекционирования модной фотографии, страсть Эрни не ослабела. Она постоянно находится в поиске новых имён для своей коллекции, и находит их везде, от журналов до музеев.
Например, Эрни открыла работы австралийского фотографа Эммы Саммертон (Emma Summerton) в Vogue несколько лет назад. Они стали добрыми друзьями, и Эрни купила несколько её работ. Одной из главных сильных сторон коллекции Эрни в том, что она постоянно устремлена в будущее. В дополнение к именам «тяжеловесов», вроде Ирвинга Пенна (Irving Penn) и Марио Тестино (Mario Testino), в ней находится место новым авторам, таким как Саммертон, Хасан Хаджжадж (Hassan Hajjaj), Эрик Мадиган Хек (Erik Madigan Heck), Надин Иджевере (Nadine Ijewere), Тайлер Митчелл (Tyler Mitchell) и Харли Вейр (Harley Weir).
Путтарт отмечает, что некоторые музеи в последние несколько лет также сделали исключительно хорошую работу по показу модной фотографии, особенно подчёркивая «Иконы стиля: Век модной фотографии» (“Icons of Style: A Century of Fashion Photography”) в Музее Гетти в 2018; «Vogue Paris 1920–2020» в Palais Galliera в Париже в 2021, а также монографические выставки, такие как «Стивен Мейзел 1993 – год в фотографиях» (“Steven Meisel 1993 A Year in Photographs”) в A Coruña, Испания, прямо сейчас.
«Выставки, посвящённые истории моды, также могут служить источником вдохновения. «Шокирует! Сюрреалистический мир Эльзы Скиапарелли» (“Shocking! The Surreal World of Elsa Schiaparelli”) В Музее декоративных искусств (Musée des Arts Décoratifs) в Париже, или La Galerie Dior, рассказывающая об истории Dior, и другие недавние события из этого ряда», – говорит Путтарт.

Выходите на самого художника
«Когда работа трогает душу Эрни, она считает очень полезным познакомиться с автором и узнать напрямую о его вдохновении, философии, материалах и технике», – говорит Путтарт. Он советует поступать также и другим коллекционерам.
«Когда это возможно, для неё очень важно встретиться с фотографами и посмотреть на их искусство, прежде чем приобретать работы», – говорит Путтарт. «Та же процедура соблюдается и по отношению к современному искусству, в случае которого Никола любит нанести визит в студию художника, посмотреть его работы на оригинальных выставках, в галереях и на аукционах прежде, чем решать, покупать их или нет».

Исследуйте разные жанры
Интересуетесь ли вы культовыми работами Билла Канингема (Bill Cunningham) в уличном стиле, или классическими постановочными фотографиями Ричарда Аведона (Richard Avedon) или Ирвинга Пенна (Irving Penn), этот рынок для вас. В коллекции Эрни есть фотографии от постановочных съёмок высокой моды до снимков папарацци и работ в уличном стиле. Для построения коллекции, включающей фотографии в разных жанрах, нужно разбираться в каждом из них и уметь понимать их вместе, как части целого.
«Это личное решение каждого коллекционера – захочет ли он разнообразить своё собрание и выйти за пределы одного стиля», – говорит Путтарт. Текущая экспозиция коллекции Эрни в Музее Нортона в Палм-Бич, Флорида, включает работы разного времени и разной жанровой принадлежности. «Расширяя таким образом свою коллекцию, вы можете получить интереснейшие впечатления от взаимоотношений различных жанровых областей».


Оригинал статьи
Перевод Александра Курловича