Бывшие победители конкурса LensCulture Award делятся своими лучшими советами по творчеству, а также по построению успешной карьеры в качестве фотографа-портретиста. Вторая статья из двух.


Родерик МакНикол
Искусство портрета – это перекрёсток в сердце всех искусств. Для нас всегда были притягательны изображения нас самих и других людей. Это особенно касается фотографии.  С самого начала, фотография фокусируется в первую очередь на человечестве. Наши дни просто захлестнуло цунами изображений с людьми. Каждое новое изображение немедленно перекрывается следующим. Ничто не вызывает большого отклика. И тем не менее,  если мы хотим отдать должное портретной фотографии, мы должны делать картинки, вызывающие отклик.

Когда вы делаете работу, всегда ищите то, что вызывает у вас эмоции, страсть. Не пытайтесь предугадать, чего ждут члены жюри, редакторы или кураторы, в момент, когда делаете или посылаете свою работу. Ваше собственное искреннее убеждение должно вести вас за собой, это лучший проводник!

Если вы, подобно мне, работаете сериями, убедитесь, что есть некая нить, связывающая ваши работы вместе. И если есть одна работа, выражающая суть, основную мысль серии, используйте её в качестве обложечной. И дополнительно, не опасайтесь «навязчивости» своих работ – для художника это положительное качество.

Джек. Из серии «Повторный взгляд на портрет: 1986, 2006» (“A Portrait Revisited: 1986, 2006.”). © Родерик МакНикол, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Полли Брейден
Самая важная моя рекомендация для портретных фотографов такова: опустите камеру. Что касается профессионального совета, я бы сказала, что важно быть смелым и встречаться с людьми.

Кэролайн и Девид, Общественный центр Холмвуда . Я встретил этих двоих в общественном центре Холмвуда, где благотворительная организация MacIntyre проводит ежедневные мероприятия для людей с ограниченными возможностями обучения и аутизмом. Он делал сумки для продажи в магазине MacIntyre. Это фото было сделано во время перерыва на кофе. © Polly Braden, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Антонио Фаччилонго
Постарайтесь понять, как показать человека (или сообщество), изучая его характер, самые интимные черты. Фаза предварительного наблюдения и изучения позволит вам воспроизвести главное в объекте, индивидуальные и культурные черты, в ваших фотографиях. Особенность портретной фотографии – в её связывающей силе, выражающейся через взаимодействие фотографа, объекта и зрителя.

Когда я фотографирую, я стараюсь быть ближе к субъекту, чтобы запечатлеть естественность взгляда или выразительность жеста для того, чтобы выявить его суть. В случае моего проекта «Хабиби» (“Habibi”), пришлось ждать, пока объект почувствует нужную степень доверия и уверенности; было критично, чтобы люди почувствовали, что им нужно быть сфотографированными. С таким подходом, я смог проникнуть внутрь реальности, которая сложна и часто труднодоступна. Эта близость нужна, чтобы получить нерядовой портрет.

«Экстракорпоральное оплодотворение» (IVF (In-Vitro Fertilization)). Рамалла, Палестина. Жизнь остановилась. Женщины ждут возвращения своих мужчин. Пока они ждут окончания тюремного заключения, женщины заботятся обо всех вещах своих мужей, как будто в любой момент они могут вернуться домой. © Антонио Фаччилонго, LensCulture Portrait Awards 2015 (смотреть всю серию)

 

Аойф Херрити
Что касается творческих советов, то, если вы имеете в голове сложившийся проект, придерживайтесь своего видения. Это может показаться обескураживающим, особенно если люди предлагают время или ресурсы за небольшие деньги или вообще бесплатно. Но если вы «заряжены» на что-то, копайте свою ямку, оно того стоит!

Говоря о карьере, вы никогда не знаете, кто ваш следующий клиент, так что надо быть открытым к каждому, кого вы можете встретить. В наши дни в творческой среде предпринимательская активность весьма велика. Эта тенденция во многом вдохновляет и всяко, стоит того, чтобы на неё настроиться.

Без названия © Аойф Херрити, LensCulture Portrait Awards 2014 (смотреть всю серию)
Без названия © Аойф Херрити, LensCulture Portrait Awards 2014 (смотреть всю серию)

 

Рут Макдауэлл
Я научилась работать медленно, не спеша. Я считаю, что портрет может быть оплачен пониманием, интимным моментом между фотографом и моделью. Это трудно объяснить, но модель может показать фотографу что-то очень глубокое из своей личности. Я фотографирую людей и истории, с которыми я могу найти контакт на эмоциональном и духовном уровне. Мне необходима определённая связь, контакт, иначе фотографии будут плоскими и скучными. Эмоциональная сторона – это главное.

Как фотограф, я думаю, что если вы фотографируете людей и истории, которые вам интересны, ваше чувство будет видно в полученном результате. Не снимайте «то, что вы должны», или то, что, как вам кажется, пойдёт в журнал или выиграет конкурс. Я снимаю то, что я на самом деле ХОЧУ снять, является ли этот сюжет совершенно нестандартным и случайным, или в настоящее время заслуживает освещения в печати. И да, купите 50-мм объектив!

Ханна, 15 лет. «Боко Харам» (исламистская террористическая организация – АК) ворвались в наш дом вечером 28 Сентября 2013 года. Они приказали моей сестре, мне и маме выйти на улицу. Папы в это время не было. Они спросили наши имена, и услышав, что имена христианские, решили забрать меня с собой. Я дочь пастора, и мне было всего 14 лет…» © Рут МакДауэлл, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Оси Гринуэй
Когда вы приближаетесь к субъекту для съёмки портрета, не нарушайте с ним контакт «глаза в глаза». Давайте им понять, что вы относитесь к этому серьёзно. Это – один из уроков, полученных мной от наставника, когда я только начинал учиться фотографии. Это легко не заметить, когда вы в поле, бегаете с места на место, но я обнаружил, что это важно помнить. Когда вы не жалеете времени на то, чтобы открыться своей модели – вы будете удивлены тем, какой будет ответ.

Гейбл, 23 года, и Серхан, 19, бойцы «сил народной мобилизации (милиции Хашид Аль-Шаб). Они дежурят на КПП в недавно освобождённой области возле Мосульского Университета в восточном Мосуле, Ирак. Блокпост подвергается минометному обстрелу и налётам дронов, сбрасывающим взрывчатку, с позиций ИГИЛ (* Террористическая организация, запрещенная в России) на дальнем берегу реки Тигр.. © Оси Гринуэй, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Мэтт Хэмон
Помимо простой съёмки портретов как таковых, я думаю, критично определить тематическую группу людей, которую нужно сфотографировать. Конечно, мы можем оценить хорошие портреты любых людей в любом контексте, но выбор определённого культурного среза в качестве особой группы для съёмки добавит к вашим работам ещё один-два смысловых слоя. Они помогут привязать каждую работу к определённому культурному контексту и предложить определённый резонанс.

В конечном счёте, я думаю, что представить эмоциональный личный стиль в вашем портфолио, – хорошая идея. Это даёт арт-директорам уверенность в работе с вами, они знают, чего ждать от вас, и знают ваш уровень.

Собиратели. (Эти ребята во время ежегодной охоты индейцев на бизонов подбирают остатки мяса - АК) © Мэтт Хэмон, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Мадока Икегами
За годы, я много узнала о портретной фотографии и создании убедительного портрета. Прежде всего, я стараюсь помнить, что мне самой надо быть действующим лицом. Первый вызов, с которым сталкивается фотограф портретист,  - он должен разрушить виртуальную стену, отделяющую его от модели. Для меня лучше всего работает подход, когда я мысленно представляю себя близким для объекта человеком, другом, матерью, дочерью или любимым, независимо от пола…. Люди открываются, когда чувствуют внимание к себе. Особенно это важно при наличии языкового барьера. Я стараюсь всегда улыбаться им так же, как я улыбаюсь своим близким.

Нередко люди «замораживаются» перед камерой, потому что считают, что я ищу некую идеальную, «голливудскую» улыбку, и они чувствуют себя неадекватно. Так что, я стараюсь уверить их, что все эти «идеальные» ужимки просто скучны. Когда они понимают, что нет никакой необходимости изображать некое «идеальное» лицо, они часто становятся выразительнее, больше показывают себя. Если ничто другое не работает, я часто предлагаю людям попрыгать вместе со мной пару минут, чтобы убрать стеснение. При этом улучшается также цвет лица и расслабляются плечи!

Что касается профессионального совета, то обычно трудно просуществовать на одной портретной съёмке, не закрепившись на специфических доходных рынках вроде съёмки детей, портреты начальства или знаменитостей, и тому подобное. Наработка навыков в других областях наверняка поддержит вас, если не будет портретной работы, а также может помочь и в портретировании. Например, навыки новостной съёмки могут помочь ухватить нестандартные моменты в ходе запланированной вдоль и поперёк студийной сессии.

Женщина племени Цаатан с северным оленем. © Мадока Икегами, LensCulture Portrait Awards 2016 (смотреть всю серию)

 

Оригинал статьи
Перевод Александра Курловича