Сергей Михайлович Прокудин-Горский. На жнитве. 1909 год

Photographer совместно с Центром художественного производства «Своды» продолжает рассказывать о нюансах современной фотографии в преддверии запуска курса «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников». Герой нового интервью — Игорь Волков, один из преподавателей программы, искусствовед, сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи. Беседовал фотограф Владислав Ефимов. 


Фотографию со дня ее изобретения стали использовать не только как новый, относительно доступный инструмент фиксации окружающего мира — точное зеркало реальности, но и как средство коммуникации. Постоянно совершенствующиеся технические методы позволили отчасти перевести общение на расстоянии, передачу и обмен посланиями из эпистолярной формы в новый тип обмена информацией — визуальный. Переход от документа, в котором действительность описывается только словами, к дополнению текста фотографическими карточками важен и позволяет не только опираться на сухую точность фотографии, но и делать картинки в свободной манере, создавать художественный образ. 

Черно-белая фотография — резкая и точная — близка реалистическому взгляду на мир. Именно этого требует научный подход для описания и классификации явлений и событий. Оптические и химические качества черно-белой фотографии позволяют избежать ошибок, поскольку технология не включает лишние, искажающие реальность этапы обработки — например, попытки передать цвет.

William Eggleston. Untitled (Yellow car). 1976

В случае же развития технологий в сторону большей «образности» фотография становится орудием, позволяющим под новым углом взглянуть на окружающую действительность. Популярностью в XIX веке пользовались способы проникновения в недоступные ранее области визуального — поэтому творческие, «интуитивные» способы получать отпечатки таинственных измерений оказались особенно актуальны.

Технологии передачи на фотоотпечатке цвета, иллюзии объема, эксперименты с рисунком оптики и новые способы печати расширили границы человеческого зрения. Это открыло возможности для нового типа коммуникации и авангардного расширения органов чувств человека. 

Владислав Ефимов: С цветом экспериментировали многие фотографы начиная со второй половины XIX века. Что считать за точку отсчета?

Игорь Волков: Сейчас цветная фотография — нечто само собой разумеющееся. Однако в XIX веке получить цветной снимок было трудновыполнимой задачей. С одной стороны, к этому стремились мастера фотографической химии и техники, чтобы окончательно «овладеть» реальностью, научиться запечатлевать ее во всей полноте. Однако с другой стороны — дело было в стремлении получить еще один инструмент фотографии как вида искусства. Как обычно бывает в исторической науке, в зависимости от точки зрения найдется много вариантов, что именно считать началом явления.

Пожалуй, одним из них выступают эксперименты британского физика и математика Джеймса Максвелла. Он развивал теорию цветоделения на три основных цвета — красный, зеленый и синий, основанную на физиологии человеческого восприятия, и пытался доказать ее с помощью фотографии. В ходе исследований Максвеллом совместно с фотографом Томасом Саттоном была получена фотография «Ленточка из шотландки» (1861), считающаяся как минимум одним из первых цветных фотоснимков. 

После попытки реконструкции метода съемки современные ученые пришли к выводу, что знаменитый отпечаток — это скорее случайность, нежели доказательство теории Максвелла. Несмотря на это, именно принцип, сформулированный ученым, лег в основу технологии последовательной съемки, применения растровых и многослойных фотографических материалов. В сильно измененном и усовершенствованном виде они используются до сих пор.

Chicago, 1975.Beeld Chicago, 1975 © Estate of Vivian Maier

В.Е.: Как первые фотографические технологии влияли на художественный язык фотографии в XIX веке? 

И.В.: Фотография, будучи продуктом эпох Просвещения и позитивизма, всегда была тесно связана с открытиями в сфере точных, естественных наук и техники. Существует следующая точка зрения: материал и техника иногда могут сильно влиять не только на зрителя при восприятии произведения искусства, но и на художника при его создании — подталкивать к определенному стилю, приемам, даже темам и сюжетам. Если смотреть на фотографию XIX века, пользуясь такой оптикой, — можно найти несколько примеров того, как свойства определенных техник могли определять художественные качества снимков. 

Например, ранние дагеротипы существовали в единичном экземпляре, имели сильный зеркальный отблеск, но самое интересное в том, что они обладали потрясающей резкостью — настолько высоким качеством и разрешением, что оно было вновь достигнуто относительно недавно. Пожалуй, только современные дагеротиписты стали использовать эти особенности в художественном плане. В то же время такие ранние технологии, как калотипия (тальботипия) и соленая бумага, по своей сути были более «живописными» — давали менее резкое, «мягкое» изображение. Подобный эффект иногда приобретали мокроколлодионные негативы и продукты печати на альбуминовой фотобумаге. Этим пользовалась Джулия Маргарет Кэмерон — за что ее критиковали некоторые современники. Она также использовала и обыгрывала «ошибки» ранней фотографической оптики, техник съемки и печати в эстетическом ключе. 

Однако особенно активно технические особенности ранних фотопроцессов как художественные инструменты применяли фотографы-пикториалисты на рубеже XIX–XX веков. Можно отметить особую любовь приверженцев пикториализма к платинотипии, дающей при печати потрясающий тональный диапазон. А в XX и XXI веках наверняка найдется пример художественного осмысления любой фотографической технологии и техники.

Chicagoland, 1975 images © Estate of Vivian Maier, Courtesy Maloof Collection and Howard Greenberg Gallery, New York

В.Е.: На чем основывались изобретения Прокудина-Горского и других фотографов, которые стоят у истоков цветной фотографии?

И.В.: На рубеже XIX–XX веков существовали по крайней мере две достаточно широко используемые и даже коммерчески успешные техники цветной фотографии. Они основывались на принципах цветоделения и растра. Первой из них пользовался Сергей Прокудин-Горский. Фотограф развивал принцип цветоделения Максвелла — съемка проходила последовательно на три черно-белых негатива через светофильтры синего, зеленого и красного цветов.

Курс «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников» предназначен для профессиональных фотографов и художников, которые в своей практике обращаются к фотографии. Он включает в себя теоретический и практический блоки. Подать заявку можно с 1 по 30 июня 2024 года включительно.

Подробности — на сайте Дома культуры «ГЭС-2».


Игорь Волков. Фото Дмитрия Иванова

Искусствовед, историк фотографии, куратор. В 2012 году окончил Отделение истории и теории искусства МГУ им. М. В. Ломоносова. Работал в Отделе искусства фотографии ГМИИ им. А. С. Пушкина, а затем в Мультимедиа Арт Музее, Москва, где был хранителем, а также куратором выставок, в том числе, «Старинная японская фотография и гравюра» (2018). С 2019 года – сотрудник Отдела Новейших течений ГТГ. Один из кураторов выставок «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» и «Вещь. Пространство. Человек», проходивших в Новой Третьяковке. Участвовал в первой кураторской школе Avant-Garde LAB в Центре авангарда при Еврейском музее и центре толерантности (2018). Читал лекции в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Центре фотографии им. братьев Люмьер, Мультимедиа Арт музее, Москва и Государственной Третьяковской галерее, а также Школе Родченко онлайн на платформе «Среда обучения». Сферы научных интересов: современное искусство и традиция; взаимовлияние фотографии и других видов искусства; тело и телесность в визуальных искусствах; лейтмотивы и символы современности в искусстве XX века.