«Искусство объединит человечество» – эти слова, сказанные Николаем Рерихом сто лет назад, пока что, к сожалению, не находят подтверждения в жизни. Из сегодняшнего дня перспектива глобального объединения человечества волшебной силой искусства скорее смахивает на утопию. Однако не стоит совсем отказывать искусству в способности объединять людей. Если отойти от рериховского всемирного масштаба и приглядеться к более локальным процессам, можно увидеть обнадеживающие примеры. Так, сегодня искусство фотографии в буквальном смысле объединяет людей в Армении. Стартовавшее полгода назад с участием российских эмигрантов движение под названием «фото-шеринг» постепенно становится заметным явлением в культурной жизни Еревана.
В столице Армении есть, без преувеличения, знаковое место для фотографов и ценителей фотографии – фотобиблиотека Mirzoyan Library. Она была основана фотографом Кареном Мирзояном в 2014 году и за 10 лет существования не только накопила впечатляющий фонд фотокниг, альбомов и изданий о фотографии, но и стала авторитетной площадкой для проведения фотовыставок, творческих встреч, книжных презентаций, лекций, концертов и других мероприятий. Библиотека охотно поддерживает творческие инициативы и сотрудничает с энтузиастами фотографии со всего мира, в том числе из России.
В январе 2024 года в Библиотеке Мирзояна запустили новый формат – провели первый в Армении фото-шеринг. Фото-шеринг, если объяснять коротко – это движение, участники которого проводят встречи и обмениваются друг с другом фотографиями. На армянском языке это событие называют "Լուսանկարների փոխանակում", что буквально означает «делиться фотографиями». Шеринг проходит так: снимки раскладывают на большом столе, получается своеобразная выставка, экспонаты которой можно забрать домой, обменявшись с хозяином кадра. Участвовать в обмене может кто угодно, единственное условие – вы должны быть автором фотографий, а сами фотографии должны быть распечатаны.
На приглашение библиотеки откликнулось множество разных людей – профессионалов и любителей фотографии, новичков и опытных мастеров, а также просто сочувствующих. Многие начинающие фотографы впервые увидели свои картинки не на экране смартфона или компьютера, а на бумаге. Участники шеринга, которые раньше общались только в социальных сетях, наконец-то встретились вживую. А для эмигрантов шеринг оказался не только творческим мероприятием, но и возможностью социализации в приятной компании, в красивом месте и, что важно, с бесплатным участием.
Об особенностях фото-шеринга и фото-митинга, о том, как «фото-шеринг» – профессиональный жаргонизм петербургских фотографов – попал в Ереван, об ожидаемых и неожиданных результатах участия в обмене фотографиями мы поговорили с менеджером Библиотеки Мирзояна Робертом Акопяном, фотографом Виталием Страховым и двумя участниками обмена – фотографом и маркетологом Маргаритой Егорян, а также фотографом и художником Антоном Дарбиняном. А ещё мы решили обратиться к «первоисточнику» традиции фото-шеринга и попросили Романа Землячева рассказать, как ежегодный обмен PF-открытками проходит в петербургской галерее "Art of Foto".
Роберт Акопян, менеджер Библиотеки Мирзояна
Роберт, как появилась идея проводить в Библиотеке Мирзояна фото-шеринг?
Идея появилась благодаря Виталию Страхову. Раньше Виталий жил в Питере и регулярно участвовал там в фото-шеринге. После переезда в Ереван Виталий несколько раз приходил в нашу библиотеку, обсуждал идею проведения шеринга с Кареном Мирзояном, с Арамом Киракосяном (фотограф, сотрудник Библиотеки Мирзояна – Д.Н.) и со мной. И вот так Виталий передал нам идею, за что мы ему очень благодарны. Теперь каждый раз, открывая очередной обмен, мы подчёркиваем, кто выступил инициатором. Это очень важно, что люди делятся идеями. Если у кого-то есть идеи мероприятий, посвящённых фотографии, идеи новых форматов, о которых мы не знаем, а вы знаете, или если вы их сами придумали, то мы всегда рады вас выслушать.
И эта идея органично вписалась в концепцию фотобиблиотеки?
За 10 лет своего существования библиотека прошла большой путь, было много разных начинаний. Лекции, воркшопы, образовательные проекты – всё это для нас привычно. А вот «натуральный обмен», своего рода фото-биржа – это был совершенно новый для нас формат. В нём смешано много разных идей. С одной стороны, фотографии представляют символическую ценность, они никак не объективированы. В процессе обмена они приобретают новую форму, становятся как будто денежным эквивалентом. С другой стороны, когда я беру частицу твоего творчества и взамен отдаю тебе частицу своего, происходит прорастание новых связей. К нам приходят и профессиональные фотографы, и те, для кого фотография – лишь увлечение, приходят знакомые и незнакомые друг с другом люди, но в процессе обмена все они сближаются. Я не могу сказать, насколько это способствует формированию какого-то сообщества. Но в этом точно есть небезразличие. Люди делятся друг с другом фотографиями, как Виталий поделился с нами идеей фото-шеринга. Это, конечно, способствует формированию человеческих отношений и привязанности к месту. Теперь люди знают, что периодически здесь проходят такие мероприятия. И очень важно, что мы не делаем какой-либо фильтрации. Здесь все равны. Как и на фото-митинге.
Фото-митинг – это вторая часть каждого фото-шеринга в вашей библиотеке. Это отличает ваш формат от других подобных мероприятий. Фото-митинг – это встреча фотографов?
Да, формат фото-митинга был у нас и раньше, но теперь два этих мероприятия проходят в один день. Это не значит, что нужно обязательно участвовать и в шеринге, и в митинге. На митинг может записаться каждый желающий, прийти к нам, рассказать свою историю, поделиться опытом, показать свои фотографии на большом экране. Мы не делаем никакого отбора.
Это здорово, что вы никому не говорите: «Ты недостаточно хорош для участия в нашем фото-шеринге или митинге». У вас достаточно демократичный подход. Например, в Петербурге участвовать в фото-шеринге можно только с фотографиями, напечатанными аналоговым способом. Для вас техника не имеет такого большого значения?
Дело в том, что если ты являешься частью города, то ты впускаешь город в себя, в своё пространство. Например, к организации выставок у нас абсолютно другой подход, там сложный процесс фильтрации, в нём есть и объективный фактор, и субъективный. Но фото-митинг и фото-шеринг рассчитаны на широкую аудиторию, а не на мастеров с большим опытом. Конечно, мастера тоже участвуют – например, Арам Киракосян, тот же Виталий Страхов – то есть все равны. Но, всё же, здесь мастерство – не самое главное. Когда люди чем-то делятся, важны простые реакции: соучастие, лайк, сердечко и прочее. Важна искренность. В прошлый раз в фото-митинге участвовала Марина Рафаэлян. Она не профессионал, но она очень искренне рассказывала про свою фотографию. Если человек фотографирует для себя, хотя он и понимает, что он не фотограф и не будет выставляться в музее, но он как бы выделяет для себя маленькую территорию искусства. Именно это искусство, которое находится вне зоны искусства экономического, оно очень интересно. Нужно искать выход из слепой зоны, когда творчество определённой категории людей игнорируется и не замечается. Например, много лет так было с искусством, созданным умалишенными людьми, оно находилось в такой слепой зоне.
Что касается нашей демократичности по отношению к аналоговой или цифровой печати, здесь играет роль масштаб аудитории. Сколько человек проживает в Питере? С приезжими около 6 миллионов, да? В Армении всего лишь 2 миллиона 900 тысяч. В Питере шире распространена фотография, больше фотографических школ, чем в Ереване. Поэтому при таком большом количестве участников ты уже, действительно, можешь устанавливать разные ограничения. Надо учитывать контекст, когда что-то делаешь, и понимать, насколько это может работать. Ручной печатью в Армении занимается не так много людей, для нас это был бы слишком узкий формат. Но небольшой порог тут все-таки есть, фотография должна быть распечатана, хоть и любым способом.
Состоялось уже три фото-шеринга, и я заметил, что количество участников каждый раз отличалось. В первый раз пришло человек двадцать, во второй раз гораздо больше, в третий – снова два-три десятка. Эти колебания вас не настораживают, вы видите перспективу продолжения этого формата?
Конечно, количество участников для нас важно: если будет мало людей, значит вообще нет смысла делать мероприятия. Но и переоценивать эти колебания не стоит. Здесь, я думаю, играет роль свободный ненавязчивый формат. То есть это не такое мероприятие, к которому все задолго готовятся – и организаторы, и участники. Для нас это всего лишь текстовый анонс и фотографии, которые мы выкладываем в Фейсбук* и Инстаграм* (*Facebook/Instagram — проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России официально запрещена). Мы не организуем приезд какого-то приглашённого большого мастера. Люди достаточно стихийно решают, принимать участие в этот раз или нет.
В России некоторые мои знакомые высказывали недовольство, что в названии используется англицизм «шеринг». Кто-то не понимает, что это значит. Кто-то видит аналогию с каршерингом или еще с чем-то. Кто-то переживает за чистоту языка. У вас с этим проблем нет?
В русском языке, да и в армянском тоже, очень много слов, которые звучат по-иностранному. Например, «институт». «Шеринг» – это, для современного человека, универсальное слово родом из социальных сетей. Онлайн переносится в оффлайн. Таким же образом мы могли бы перевести на русский язык слово «фото», например. Бесконечный перевод ничем хорошим не закончится. Поэтому у нас нет проблем со словом «шеринг». Но текст анонса на армянском тоже есть. И там написано "Լուսանկարների փոխանակում". Второй язык в анонсе – английский, там мероприятие названо "photo sharing". Анонса на русском мы не делаем, но если бы мы написали ещё и на русском языке, возможно, мы бы указали, что это обмен фотографиями.
Но название – это всегда некий символ, икона, знак. Это всегда сигнал. Если использовать универсальное слово, для людей это будет более явно, им легче будет это осознать и принять.
Виталий Страхов, фотограф
Виталий, расскажи, пожалуйста, о своём петербургском опыте участия в фото-шеринге, и о том, как получилось, что ты привез его с собой в Армению.
В Петербурге один раз в год в галерее "Art of Foto" проходит обмен ручными отпечатками. Туда приходит достаточно много людей, увлечённых аналоговой фотографией. И когда я переехал в Армению, мне очень не хватало привычных событий и общения с единомышленниками. Потом я узнал, что здесь есть фотобиблиотека. Я познакомился с ребятами в библиотеке, с Кареном, Робертом и Арамом, и решил предложить им провести обмен не только ручными отпечатками, но и любыми другими, чтобы привлечь большую аудиторию. Идея оказалась достаточно успешной, и вот уже в третий раз проводится фото-шеринг.
Тут я должен добавить, что это у вас в Ереване прошло три фото-шеринга, но 9 марта такое же мероприятие состоялось у нас в Гюмри в Gallery 25. Кстати, ты в нём тоже участвовал. Скажи если говорить лично о тебе, насколько ты ощущаешь отдачу от этих мероприятий, насколько они помогают тебе освоиться на новом месте?
Помогают. Кроме шеринга, ребята проводят ещё фото-митинг. Это их идея, они достаточно регулярно в прошлом их проводили. И вот один раз мне довелось поучаствовать в фото-митинге и рассказать про себя, про своё творчество. Я показал свои стрит-фотографии, рассказал про опыт с пинхол-фотографией, про дабл-экспозицию. И, конечно, я познакомился с интересными творческими людьми. Один из них – это Илья Пилипенко, который работал в Росфото в Санкт-Петербурге. Он куратор онлайн-галереи "F11". Хоть мы оба жили в Петербурге, но там я его не знал, мы познакомились именно здесь.
В общем, я считаю, что фото-шеринг необходимо было здесь провести и нужно проводить в дальнейшем. Потому что местное комьюнити фотографов сложилось давно, оно уже есть. Но теперь здесь появились люди из России, многие из которых пока что существуют сами по себе. И такие события помогают им влиться в сообщество, почувствовать отклик на своё творчество, сделать какие-то выводы. Может быть, им это поможет стать лучше в своём творчестве.
Твои впечатления от фото-шеринга в Ереване отличаются от того, что было в петербургской галерее "Art of Foto" на обмене PF-открытками?
В Петербурге было так: я раскладывал на столе свои фотографии и не менялся первым. Я наблюдал, насколько у людей, которые смотрят мои снимки, возникнет интерес к моей фотографии. Здесь я делал так только на первых двух фото-шерингах, а сейчас, на третьем я уже смело подхожу сам, потому что со многими ребятами знаком. И тут важно ещё успеть ухватить интересный кадр, потому что многие печатают фотографии в единственном экземпляре. Если такую фотографию сразу кто-то забирает, то остальные её уже не увидят. А хочется успеть посмотреть то, что принесли люди.
Ты говоришь, что уже узнаёшь многих участников. Получается, на все мероприятия приходят одни и те же люди, или появляются новые лица?
Было очень много людей на первом фото-шеринге, которые узнали о событии в последний момент и очень жалели, что не успели напечатать свои фотографии и обменяться с кем-нибудь. На втором шеринге участников было гораздо больше, и они уже пришли подготовленными.
И с каждым шерингом люди меняются, да. Есть какой-то костяк, который остаётся, это постоянные участники, но есть и обновление, каждый раз новые лица, что очень радует. Есть участники из разных стран, не только из Армении и России. Это значит, что мероприятие развивается.
Маргарита Егорян, фотограф и маркетолог
Маргарита, скажи, пожалуйста, до того, как ты приняла участие в первом фото-шеринге в Библиотеке Мирзояна, приходилось ли тебе раньше участвовать в подобных мероприятиях?
Нет, я считаю себя начинающим фотографом, поэтому это одно из первых таких серьезных для меня начинаний. И это очень интересная возможность для новичков и в целом для фотографов: приносить свои работы, обсуждать их, общаться, потому что, я считаю, фотограф развивается только когда он общается с другими фотографами, с единомышленниками. Но здесь ты не только показываешь свои работы, ты ещё и видишь, что и как делают другие, можешь что-то для себя почерпнуть – это развивает насмотренность.
Прошло почти полгода после проведения первого фото-шеринга. Твои впечатления от трёх состоявшихся встреч меняются, или каждый раз всё проходит примерно одинаково?
Я замечаю, что по сравнению с первым разом во второй было намного больше людей, я узнала много новых интересных фотографов. Сегодня, на третьем шеринге людей было поменьше, но опять же я вижу новые лица. Я даже не ожидала, что в Армении так много фотографов, и новичков, и каких-то более прожжённых людей, которые могут многому научить.
Эти новые знакомства приводят к каким-нибудь совместным проектам?
Да, проекты совместные были, неоднократно приглашали на фотосессии, а также просто на прогулки, чтобы пофотографировать вместе. А ещё была интересная история, как за день до фото-шеринга я пошла на выставку в Art Community. И я туда захожу, смотрю – какие классные фотки. Фотографа зовут Аргишт. Я поставила лайк, мы взаимно подписались в Инстаграме* (*Instagram – проект Meta Platforms Inc., деятельность которой в России официально запрещена). На следующий день был шеринг. Я прихожу на шеринг, смотрю, та работа, которой я поставила лайк, лежит на столе. Я такая: «Вау, класс!» Познакомились, пообщались, и он позвал меня фотографироваться. Он предложил интересный образ – взять чемодан и сфотографироваться с самолётами.
Вы с Аргиштом обменялись фотографиями на том шеринге?
Я не успела, ту фотографию Виталий забрал.
Расскажи, что ты делаешь с «добытыми» на фото-шеринге фотографиями?
У меня уже есть целая коллекция после трёх фото обменов, работ очень много. Я выделила для себя фотографии, которые мне больше всего нравятся и подходят к интерьеру и просто внедрила их в свой сервант. И они красиво там стоят. А остальные пока лежат в коробке. Но я планирую потом в дальнейшем купить какой-нибудь альбомчик и красивенько так всё скомпоновать, чтобы потом иногда открывать, смотреть и сравнивать, как меняются работы участника с каждым годом, на каждом его новом уровне. Мне это интересно.
И ещё, кстати, такая идея была. Мне её подсказала Ася Петросян. Она сказала, что люди выбирают такие фотографии у других фотографов, которые отражают тебя самого. Не фотографа, а именно того, кто выбирает.
Антон Дарбинян, фотограф и художник
Антон, расскажи, приходилось ли тебе раньше участвовать в подобных мероприятиях?
Да, опыт был один раз в 2017 году в Минске. Это была выставка разных артистов – начинающих, не начинающих. Проводилась она на открытом воздухе в парке. Тот формат назывался «фотосушка» – работы висели на натянутых верёвках. По сути, люди тоже обменивались. Они брали чью-то работу и вместо неё вешали свою.
А там были ограничения для участников – только ручная печать, или что-то ещё?
Нет, ограничений не было. Там всё было очень расслаблено, кто угодно мог участвовать даже в самой выставке. Как и здесь, собственно, здесь тоже очень демократически.
Можешь сравнить свои впечатления от этих событий?
Сегодня была прекрасная атмосфера. Было достаточно комфортно, при том, что некоторых участников я никогда не встречал ни вживую, ни в сети. Это такое мероприятие, на которое мне не жаль будет потратить единственный выходной.
Мне не хочется, конечно, никого задеть, но в сравнении с Минском здесь было тяжело выбрать человека, с которым хочется поменяться. В плане того, что здесь работы слишком хорошие были. Нельзя забрать всё, поэтому тяжело было понять, какую именно работу хочется забрать и кому хочется отдать своё. В то время как в Минске, возможно, ввиду того что порог входа был слишком низким, можно сказать, участвовали, буквально люди с улицы, которые вчера начали фоткать, хорошая работа сразу бросалась в глаза. В этом ничего, конечно, плохого нет, но суть в том, что здесь уровень был гораздо выше у людей, которые участвовали.
Здесь люди, я бы сказал, более аккуратно подходят к оценке своих работ, из тех, кого я знаю. Здесь нет безусловной веры в свои силы. Здесь люди очень часто думают, что их работы недостаточно хороши, хотя в действительности – всё наоборот. Из того, что я вижу на данный момент, а я здесь чуть больше полугода, я часто замечаю, что люди в большинстве довольно скромные.
А какие впечатления от второй части – фото-митинга?
Коротко – прекрасно. Люди пришли подготовленные, всё хорошо структурировано. Не было моментов, когда хотелось просто залипнуть в телефон, всех хотелось слушать. Видно, что людям, которые выступали, не всё равно, что там есть искренняя любовь к делу. И это заразительно.
А что ты собираешься делать с теми фотографиями, на которые ты обменял свои работы?
На самом деле, было бы хорошо иметь эти работы в рамках. Мне кажется, печатные фотки должны быть в таком виде. Очень важно, что у людей появляется повод показать не только другим, а показать самому себе, как твои снимки выглядят в печатном варианте. Потому что в наше время – к сожалению или к счастью, просто как факт – люди не печатают так много, как это было в прошлом. Когда ты видишь свои работы в напечатанном виде, это дает новую перспективу, позволяет взглянуть по-новому, для себя что-то открыть, потому что на экране что-то может ускользнуть от взгляда. Это очень крутое упражнение, я бы сказал.
В завершение этой статьи мы попросили Романа Землячева, представителя петербургской галереи “Art of Foto” дать короткий комментарий о ежегодно проводимом в галерее предновогоднем обмене PF-открытками, раз уж ереванский фото-шеринг оказался в какой-то степени наследником их традиции.
Роман, расскажите, пожалуйста, как обычно проходит обмен фотографиями у вас в галерее.
Во первых, это зимнее мероприятие, у нас оно проводится где-то в канун Нового года. На улице холодно и всё такое, поэтому у нас варится глинтвейн, украшается наш зал, ставятся столы. На них авторы раскладывают свои открытки. Там же на столе можно найти специальный штампик, оттиск которого нужно поставить на обратной стороне PF-открытки. Каждый год у нас новый дизайн этого штампика. Для тех, кто хочет отправить открытку по почте, на одном из подоконников лежат почтовые марки. Каждый желающий может опустить открытку с наклеенной маркой в специальный ящик, после мероприятия мы достаём оттуда все открытки и относим их на почту.
После короткой речи начинается собственно обмен и поглощение глинтвейна.
Тот кому понравилась какая-нибудь открытка должен найти в зале её автора. Для этого нужно поднять открытку и громко назвать указанное на обороте имя автора, после чего предложить ему свои открытки. Ну и если они ему понравятся, то происходит обмен. Но не всегда они нравятся, были случаи, когда уважаемые авторы отказывались меняться.
Вместо заключения
Ереванский фото-шеринг, как мы убедились, обрёл множество индивидуальных черт, отличающих его от других подобных мероприятий. Его даже не хочется называть «мероприятием», скорее здесь уместно слово «движение». Можно было бы сравнить это движение с ушедшими в прошлое фотоклубами: регулярность встреч и возможность публичного обсуждения фотографий оправдывают такое сравнение. Но фото-шеринг, конечно, предоставляет участникам куда больше свободы, позволяет встретиться людям из разных «пузырей», буквально открывает границы (как реальные, так и воображаемые) и, хочется надеяться, воплощает предсказание Николая Рериха в жизнь.