12 ноября 2024 года фотограф-любитель Липинг Цао был объявлен абсолютным победителем престижного международного конкурса HIPA (Hamdan bin Mohammed bin Rashid Al Maktoum International Photography Award), получив главный приз в размере 200 000 долларов. Его черно-белая работа «Quiet Power» («Тихая сила»), запечатлевшая ветряные турбины на фоне драматического неба Австралии, наилучшим образом отразила тему конкурса «Устойчивое развитие».
Снимок, сделанный на Canon EOS 5D Mark III, представляет собой величественную композицию, где современные технологии гармонично вписаны в природный ландшафт. Сухое русло реки, клубящиеся облака и силуэты ветряных электростанций создают визуальную метафору взаимодействия человека и природы, напоминая о важности экологически устойчивого будущего.
В эксклюзивном интервью Photographer Липинг Цао рассказал о влиянии традиционной китайской живописи на его творчество, поделился своим видением современной азиатской фотографии и объяснил, почему, несмотря на международное признание, продолжает считать фотографию просто любимым хобби.
Художественное видение и философия
– Как традиционная китайская философия и эстетика влияют на ваш подход к композиции и свету?
– Большое влияние на мое искусство и способ самовыражения оказали китайские традиционные картины, особенно в том, что касается работы со светом при создании изображений.
– Ваша работа «Тихая сила» демонстрирует влияние классической китайской пейзажной живописи Шаньшуй. Насколько сознательно вы интегрируете эти традиционные элементы в современную фотографию?
– Вы абсолютно правы относительно влияния живописи Шаньшуй. Однако я бы не назвал свои работы индустриальными – их основная тема связана с экологичностью и влиянием окружающей среды. Это размышление об устойчивом развитии человечества – теме, которая актуальна для всех нас.
– Как вы оцениваете текущее состояние документальной фотографии в Китае в контексте экологических тем?
– Должен отметить, что большую часть времени я провожу в Австралии, а не в Китае. (Показывает фотографии) Эти снимки, например, были сделаны в Австралии.
Технические аспекты
– Почему вы выбрали Canon EOS 5D Mark III для пейзажной съемки, когда многие фотографы переходят на беззеркальные системы?
– (с улыбкой) Эти фотографии были сделаны на старую камеру. Сейчас я тоже перешел на беззеркальную систему.
– Не могли бы вы рассказать о вашем рабочем процессе черно-белой постобработки? Какие инструменты вы используете для достижения таких впечатляющих эффектов в облаках?
– Когда я увидел тему конкурса, я сразу понял, что черно-белая фотография будет лучшим способом самовыражения и наиболее подходящим форматом для этого конкурса.
– Как вы работаете с масштабом в пейзажах, чтобы передать монументальность объектов?
– Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что не считаю свои работы индустриальными. Что касается поиска локаций, это происходит в основном случайно, во время исследования местности.
Современные тенденции и контекст
– Как вы оцениваете влияние крупных международных конкурсов на развитие азиатской фотографии?
– В целом азиатские фотографы добиваются больших успехов на международных конкурсах. Особенно в последние годы заметен рост участия китайских фотографов в международных соревнованиях.
– Насколько популярна тема устойчивого развития среди китайских фотографов?
– Это не самая популярная тема среди китайских фотографов, поскольку она очень широкая и сложная. В этом году два китайских фотографа получили главные призы – я и мисс Хуан. Думаю, это связано с тем, что организаторы выбрали действительно актуальную тему.
– Какие тенденции в современной китайской фотографии вы считаете наиболее значимыми?
– Поскольку я большую часть времени живу в Австралии, мне сложно быть экспертом в текущих тенденциях китайской фотографии. Но, на мой взгляд, сейчас особенно популярны темы дикой природы и культуры. Живя в Австралии с её прекрасной природой, я фокусируюсь на том, чтобы запечатлеть красоту окружающего мира здесь и сейчас.
Профессиональное развитие и планы на будущее
– Как изменился ваш подход к коммерческим и личным проектам после получения международного признания?
– Честно говоря, пока сложно сказать. Я не являюсь коммерческим фотографом.
– Планируете ли вы использовать свой новый статус для продвижения экологической повестки с помощью фотографии?
– Получение главного приза было для меня неожиданностью и большой удачей. Я не ожидал такого признания.
– Каковы ваши долгосрочные планы?
– Фотография для меня – это просто хобби и любовь к искусству. Я пенсионер и не стремлюсь к профессиональной карьере фотографа. Не планирую становиться профессионалом.
(Примечание: Интервью демонстрирует интересный контраст между случайным характером успеха фотографа-любителя и глубиной его художественного видения, сформированного китайской культурой и австралийской природой. Несмотря на международное признание, Липин Цао сохраняет скромный подход к своему творчеству, рассматривая его прежде всего как способ самовыражения и связи с природой.)