Фото: Аня Тодич

В преддверии запуска курса «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников» Photographer совместно с Центром художественного производства «Своды» начинает цикл коротких интервью с известными кураторами и теоретиками современной фотографии. Первый герой серии — преподаватель курса, куратор, историк и теоретик фотографии Владимир Левашов. Беседовал фотограф Владислав Ефимов. 


Мы ставим перед собой задачу дополнить современные размышления о развитии актуальной фотографии, которая давно стала неотъемлемой частью современного искусства, но при этом сохраняет собственную автономию. 

Фотографическому языку свойственны особые оптические, инструментальные и механические установки. Ограничения, накладываемые техническим характером медиума — а он, будучи точным и «научным» в своей основе, навязывает нам собственный оптико-механический взгляд на реальность, — влекут за собой интересные проблемы, решать которые становится настоящим художественным приключением. 

Сегодня условия развития фотографической практики определяются совместной работой художников, коллективной выставочной и лабораторной деятельностью. Сложное устройство фотографии предполагает творческое общение. Обсуждения, выставки, дискуссии следуют духу времени — появляется новое художественное пространство факта, архива и документа.

Владислав Ефимов: Когда фотография становится медиумом современного искусства? Как происходило это сближение?

Владимир Левашов: Для начала стоит договориться, в какой момент возникло то, что именуется «современным искусством», а точнее сам термин и контекст, в котором он существует. Если считать, что это произошло вскоре после окончания Второй мировой войны, то фотография в разных ее версиях стала медиумом современного искусства практически сразу. Процесс окончательного ее принятия в качестве медиума растянулся в художественной практике лет на двадцать-тридцать: с 1950-х до 1970-х годов. 

В наибольшей степени этот процесс был основан на отказе современного искусства от традиционных и поиске новых технологий — фотография стала одной из них. При этом первый прецедент широкого использования фотографии, как и впоследствии характерная для современного искусства мультимедиальность, локализованы в историческом авангарде эпохи модернити — то есть до «эпохи современного искусства».

Владислав Ефимов: Какие новые формы появились в связи с этими процессами — «найденная фотография», «плохая фотография», «фотография о фотографии»?

Владимир Левашов: Форм фотографии существует множество, и длина этого списка зависит от того, что мы понимаем под термином «форма»: техника, жанр, эффект взаимодействия «тренда» аутентичной фотографии с параллельными ей художественными практиками. Например, так называемая найденная фотография, вероятно, впервые стала важной экспрессивной формой для исторического сюрреализма, как и «найденный объект», которым отчасти найденная фотография и является. 

Проблема, однако, в том, что любая фотография, по крайней мере документальная, может считаться найденной фотографией, так же как и найденным объектом. Хотя бы потому, что сам процесс фотографирования есть поиск и нахождение объекта в реальности и снятие с него световой копии.

Что касается «плохой фотографии», то это скорее не термин, а выражение. Оно может ассоциироваться с любой фотографией, найденной в предметном мире, любого качества — в самых разных смыслах понятия «качество». В другом смысле «плохая фотография» — та, что нарушает установившиеся нормы съемки и печати, но при этом активно применяется в пределах продвинутых творческих практик или, наоборот, за пределами профессиональной сферы, в фотолюбительстве. 

Наконец, «фотография о фотографии» более всего характерна для периода постмодерна. Она возникла в процессе концептуализации искусства, проблематизации самой фотографии и внимания к истории медиума.

Фото: Аня Тодич

Владислав Ефимов: Какова роль ошибки и брака в эволюции фотографии?

Владимир Левашов: Роль существенная, и связана она с уже отмеченными выше особенностями использования «плохой фотографии». Кроме того, начиная с модернизма, ошибка и брак ценятся за свои разнообразные экспрессивные возможности, поскольку художественные практики этого исторического периода и сами в огромной степени основывались на принципе деформации реальных форм в процессе репрезентации.

Владислав Ефимов: Какая фотография сегодня считается современной?

Владимир Левашов: На данный момент нет согласия по части актуальности фотографии: ни как аутентичной практики, ни как автономного медиума современного искусства. Более того, чаще всего в рамках «современного искусства» сама эстетическая активность полагается постмедиальной, а любая специфика медиальности — отодвинутой в историю. Таким образом, вопрос о «современности» фотографии становится нерелевантным. 

С другой стороны, существует постоянно обновляющаяся традиция фотографии как практики со своей проблематикой, которая оказывается не слишком актуальна для постмедиального современного искусства. Отношения с ним у аутентичной фототрадиции многообразны и в то же время неопределенны. Хотя бы в силу того, что в повседневной практике мы постоянно наблюдаем присутствие самой разной фотографии в контексте современного искусства.

Владислав Ефимов: Как меняется язык художественной фотографии по мере распространения искусственного интеллекта и других новых технологий?

Владимир Левашов: Корректнее говорить не о фотографии как таковой, а о художественных практиках на основе фотографии. Язык таких «фотооснованных» практик может сколь угодно расширяться и трансформироваться в связи с потребностями автора или момента. Другое дело, когда индексальность — то есть способность указывать на объекты материального мира — как непременное качество фотографии приносится в жертву авторскому замыслу, разговоры о фотографии теряют любую релевантность. В подобных случаях мы просто-напросто имеем иной вид эстетического продуцирования.


Курс «Фотооснова. Лаборатория печатных практик для художников» предназначен для профессиональных фотографов и художников, которые в своей практике обращаются к фотографии. Он включает в себя теоретический и практический блоки. Подать заявку можно с 1 по 30 июня 2024 года включительно.

Подробности — на сайте Дома культуры «ГЭС-2».


Владимир Левашов

Владимир Левашов. В 1981 окончил отделение истории и теории искусства исторического факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1991-92 был сокуратором Центра современного искусства (Москва), в 1991-95 — арт-директором Галереи 1.0. В 1993-97 работал заместителем директора Центра современного искусства Сороса (Москва). В 1994 выступил куратором российского проекта на Биеннале в Сан-Паоло, а также первой масштабной выставки медиа-искусства в России — NewMediaTopia (Центральный дом художника, Москва). В 1996 был сокуратором выставки московских и петербуржских фотохудожников «Назад к фотографии» (Новый Манеж, Москва). 2004-20 — арт-директор Stella Art Foundation (Москва). Куратор более 50 выставок фонда, среди которых «Руина Россия» (Scuola dell’arte dei Tiraoro e Battioro, параллельная программа 52-й Венецианской биеннале, 2007), «Этот смутный объект искусства» (Kunsthistorisches Museum, Вена, 2008; Ca’ Rezzonico, Венеция, параллельная программа 53-й Венецианской биеннале, 2009). С 2020 по настоящее время — старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, Москва. Автор многочисленных статей по современному искусству и фотографии, а также двух книг: «Фотовек» (2002, 2016) и «Лекции по истории фотографии» (2007, 2012, 2019).