Встреча с Викторией Ивлевой - 1 февраля в 19.00
Виктория Ивлева была и фотографировала в географических точках планеты, в которых живут люди, безраздельно принадлежащие миру, когда-то ловко названному «нецивилизованным». Какой бы убийственно невыносимой ни казалась «цивилизованному» человеку их жизнь, вряд ли у героев этой экспозиции хватает сил мечтать об иной доле.
В.Ивлева открывает для нас пространство их настоящих забот: вот они в Руанде, запасшись канистрами и другой годной тарой, упорно идут в поисках воды; вот они в Заире протягивают руки с пустыми мисками – в следующее мгновение им удастся чуть заглушить привычный вечный голод; кто-то учится обходиться без ноги, оторванной взрывом мины (это в Анголе); другие у высокой колючей проволоки, заменяющей здесь пограничные посты, ожидают родню, оказавшуюся по другую сторону – самая ранняя из представленных работ – Таджикистан, 1992 год.
Повседневность – одна из любимых загадок и тем европейского искусства - в работах Ивлевой встретилась с материей, по существу отрицающей даже право этой проблемы на существование.
Перед нами обычный день в суданской провинции Дарфур, пережившей по официальному определению ООН «крупнейший гуманитарный кризис» в 2003 году, в результате которого почти двести тысяч человек бежали в соседний Чад. Ивлева запечатлевает людей, не сумевших бежать. На этой выставке можно увидеть и картины обыденного уклада тех, кому довелось родиться в Руанде, пережить геноцид 1994 года, унесший примерно миллион жизней и оставивший неподдающееся статистике количество изнасилованных и зараженных СПИД женщин, так называемых «меченых смертников» - это их будни зафиксированы автором проекта «Апофеоз войны». (Офицер Василий Верещагин, выбрав для названия знаменитой картины завершающей его туркестанскую серию это звучное сочетание, подразумевал нечто окончательно понятное лишь человеку на войне побывавшему). Ивлева предлагает запомнить жест, который следовало бы назвать душераздирающим – ладонь в прощальном приветствии, которая воспроизведена в примитивной скульптуре над могилой, однако автор уточняет в подписи к фотографии – над каждой могилой солдата, похороненного в Афганистане.
Фотожурналист Ивлева воспроизводит имена лишь некоторых своих героев, очевидно, хорошо зная многих, как например бывшего мальчка-солдата, ставшего самым способным учеником в своем классе. В недавнем интервью Виктория сказала: «Если я и сделала что-нибудь достойное уважения, то это исключительно угандийский мальчик, который, благодаря мне, учится в школе… Вот это действительно достойно уважения. Потому что это спасенный человек и спасенная жизнь. Все остальное я, наверное, делала в силу профессиональной своей пригодности к этому».
Работы Ивлевой очень высоко оценены критиками, но сама она, похоже, достаточно равнодушно относится к заслуженным сравнениям с такими крупными мастерами военной фотографии, как Джеймс Нахтвей, сформулировавший в качестве своей главной профессиональной задачи «растормошить и шокировать зрителя».
Возможно, ей мало того, чтобы мы оставались просто взволнованными зрителями.
Сергей Радлов
Виктория Ивлева родилась в Ленинграде. Закончила факультет журналистики МГУ в 1983 году. Фоторепортер, пишущий журналист. Начинала свой творческий путь «Комсомольской правде», «Собеседнике», печаталась в газетах «Московские новости», журнале «Огонек». В настоящее время фотообозреватель «Новой газеты».
Фотографии были опубликованы в таких изданиях, как New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie-Claire и др. В 1988 году в Париже вышел альбом фотографа "Temps present de la Russie"; в 1989 альбом был опубликован в США. В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в помещениях IV реактора Чернобыльской АЭС, получил приз «Золотой Глаз» крупнейшего конкурса в области фотожурналистики WorldPressPhoto. Почетный гость фестиваля фотографии в 1992 году в Перпиньяне.
Снимала Грузию и Армению, Карабах и Приднестровье, гражданскую войну в Таджикистане и Афганистан, местные конфликты в Африке, была единственным российским журналистом во время гражданской войны в Руанде в 1994 году . В экспозицию включены фотографии 1992-2005 годов. Выставка экспонировалась в Московском Музее современного искусства и в городах Северного Кавказа.