Существует мнение, что Петербург консервативен и не терпит преобразований во внешнем виде, что он мало меняется со временем, если сравнивать его с другими городами, однако это не совсем так. За триста лет своей истории Северная Пальмира многократно менялась. Даже за последние 150 лет облик города претерпел столь значительные изменения, что современники Гоголя и Достоевского вряд ли смогли бы удержаться от возгласов удивления, пройдя знакомыми маршрутами. Как любой живой город за годы своего существования Петербург не только приобретал, но и терял свои памятники. Во все времена на месте старых зданий возникали новые, разрушая привычные уходящим поколениям ансамбли и создавая новые для их потомков.
Ещё в начале XX века, в 1902 году, в юбилейном «петербургском» выпуске журнала «Мир искусства» появилась статья Александра Бенуа «Живописный Петербург», которая в значительной степени повлияла на развитие движения за художественное возрождение столицы. Бенуа призывал спасать Петербург от «посягательств грубых невежд», пытающихся исказить его внешний вид. Спустя пять лет, в 1907 году, искусствоведы, члены Общества архитекторов-художников, входившие в специальную Комиссию по изучению и описанию города, основали Музей Старого Петербурга.
Музей имел своей целью «собирание материалов по истории художественного строительства столицы, её культуры и быта». Дирекция музея обращалась ко всем любителем старины с просьбой помочь музею пожертвованием гравюр, оригинальных рисунков, чертежей, книг, скульптурных и архитектурных деталей разрушаемых домов и, конечно же, фотографий. Любителей-фотографов просили жертвовать «отпечатки с изображений как зданий, так и уголков Петербурга», сами организаторы и сотрудники передали музею множество ценных экспонатов. Это собрание стало крепким фундаментом для коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Представляя выставку «Старый Петербург. Санкт-Петербург в фотографиях XIX- начала XX веков», Государственный центр фотографии не только продолжает развивать одно из наиболее важных направлений своей деятельности — выявление и исследование памятников искусства светописи в фондах музеев и архивов России, но также старается привлечь внимание публики к облику современного Петербурга, переживающего очередную волну преобразований.
Благодаря совместной работе с Российской национальной библиотекой, Институтом истории материальной культуры РАН и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга, Государственный центр фотографии имеет возможность показать более 150 редких снимков, многие из которых будут впервые представлены зрителю. Например, уникальная тринадцати кадровая панорама Санкт-Петербурга, снятая неизвестным мастером в 1861 году со шпиля Адмиралтейства, серия фотографий
Наиболее ранние из представленных на выставке фотографий были сделаны ещё в
Хронологически выставка охватывает все основные этапы становления и развития фотографии: отпечатки на солёной, альбуминовой, коллодионовой или желатиносеребряной бумагах, фотографии, выполненные в технике бромойля, или гелиогравюры, первые опыты с цветом, появляющимся на снимке пока ещё не в момент съёмки, а в процессе печати с окрашенных литографских камней. Созданные лучшими фотографами, они являют собой прекрасные образцы светописи того времени.
Вход: через двор, 2 этаж