В сентябре в Москве откроется беспрецедентная по своему масштабу ретроспективная выставка «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты».
Это самый крупный в России проект знаменитых художников, чьи имена входят в первую десятку мировых художественных рейтингов. Произведениями Кабаковых гордятся ведущие музейные собрания, их выставки проходят на самых престижных выставочных площадках. Их инсталляции «Человек, который улетел в космос» (Париж, Центр Жоржа Помпиду, 1989), «Мост» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1992), «Жизнь мух» (Кёльн, Кунстхалле, 1992), «Туалет» (Кассель, Документа IX, 1992) и другие стали знаковыми работами для искусства ХХ века. Музей в Висбадене, в 1999 году приобретший инсталляцию «Красный вагон», намерен посвятить творчеству художников целое крыло в новой части экспозиции.
Свидетельством признания заслуг Ильи Кабакова в современном искусстве стали многочисленные международные награды: почетный приз Венецианской биеннале (1993), врученный после показа инсталляции «Красный павильон»; приз Йозефа Бойса одноименного фонда в Базеле, присвоение звания «кавалера» французского Oрдена изящных искусств и литературы, звания Почетного доктора университета в Берне (2000) и многие другие.
Выставочный проект «Ретроспектива» совпадает с двумя юбилейными датами: 30 сентября Илье Кабакову исполнится 75 лет и в нынешнем же году — 20 лет с тех пор, как один из основателей московского концептуализма покинул несуществующую теперь страну. Его нынешнее возвращение в новую Россию — не обращение к прошлому, а начало новой истории мастера.
Илья Кабаков первым открыл для западных зрителей неведомый им мир коммунального существования нескольких поколений советских людей — место встречи идеологии и быта, публичного и приватного. Созданный Кабаковым жанр «тотальной инсталляции» позволял каждому зрителю ощутить себя персонажем особого мира, пережить драму одиночества в неизбежном коллективе, прочувствовать этот мир как телесный опыт, спотыкаясь на его сломанных ступеньках. Как признавался сам художник, говоря о работе «Красный вагон», «я экспортировал, в сущности, куб советского воздуха». Его инсталляции можно рассматривать как философско-художественную энциклопедию жизни исчезнувшей советской Атлантиды. Ироничный наблюдатель и тонкий аналитик, Кабаков стал для Запада не только проводником в незнакомый мир, но и помог увидеть между двумя разными мирами сходство. Он сделал явной связь советской утопии с поиском и трагедией русского авангарда, вписал его в европейскую традицию экзистенциального абсурда. Фактически Кабаков дал ключ к его пониманию, осуществив перевод с советского диалекта на язык современного искусства.
Проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты» подготовлен Кабаковыми специально для Москвы. Само расположение выставочных площадок проекта оказывается наглядной метафорой истории искусства ХХ века: ГМИИ имени А. С. Пушкина — музей классического искусства, основанный Иваном Владимировичем Цветаевым; центр «Гараж» — уникальное здание, возведенное по проекту великого архитектора Константина Мельникова; наконец, ВИНЗАВОД — площадка актуального искусства, самых известных галерей на территории бывшего советского производственного комплекса.
В ГМИИ им. А.С.Пушкина будет представлен новый проект «Ворота». Музей это последняя гавань, куда «причаливает» произведение искусства после странствий по миру. Эта тихая пристань может служить символом вечности. В центре инсталляции, которой автор дал определение «последняя работа художника», дверь в «иное пространство».
Основная выставка московского проекта — «Альтернативная история искусств» открывается на новой художественной площадке Москвы — в Центре Современной Культуры «Гараж», которая открывается выставкой Ильи и Эмилии Кабаковых.
Этот великолепный образец русского авангардизма станет ареной грандиозной мистификации, в которой сам Кабаков готов сыграть роль трех выдуманных им персонажей: Шарля Розенталя, жившего в начале ХХ века, «Кабакова»
Здесь же будет построена точная копия «Красного вагона». Без колес, но всегда в пути, он — иллюзия того, что светлое будущее достижимо. Изнутри слышна музыка. Специально для этой инсталляции композитор Владимир Тарасов аранжировал мелодии популярных советских песен. Но войти в вагон с центрального входа не удастся. Обойдя его, зритель обнаружит вход «со двора», откуда можно, как в машине времени, попасть в прошлое.
В дальнейшем «Гараж» планирует представлять основные направления западного и российского послевоенного искусства, а также обещает стать полем актуальных культурных экспериментов, пространством новых коммуникаций и творческих инициатив, образовательных программ.
На территории Центра современного искусства ВИНЗАВОД будут воссозданы три известных инсталляции. В Цехе Белого — «Жизнь мух», выполненная в стиле «научной» экспозиции советского провинциального музея с его атмосферой «безнадежной скуки, в которой мрут даже мухи». Тем не менее, скучать не придется: вдумчивый посетитель сможет погрузиться в скрупулезное изучение цивилизации мух, которая по версии автора оказывает огромное влияние на человечество: на политику, экономику, финансы и, конечно, искусство. Концерт для мух служит тому дополнительным подтверждением.
Здесь же на ВИНЗАВОДе посетители смогут увидеть инсталляцию «Туалет», ставшую в 1992 году сенсацией кассельской «Документы». За фасадом — обстановка обычной советской квартиры. Здесь мы обнаружим сортирные дыры, соседствующие с диваном, обеденным столом, коврами, — советский мещанский стандарт благополучия в пространстве общественного отхожего места.
На ВИНЗАВОДе в галерее М&Ю Гельман будет представлена инсталляция «Игра в теннис». Играть будут Илья Кабаков и Борис Гройс. Увидеть происходящее можно будет на мониторах. Не то чтобы игроки достигли уровня Бориса Беккера или Марата Сафина, но ведь главное — удовольствие от процесса. Одновременно зрители смогут насладиться плодами и другой «игры», результаты которой написаны мелом на черных школьных досках. Диалоги философа Бориса Гройса и художника Ильи Кабакова представлены как пять раундов теннисного турнира, где вопрос — подача, на которую следует ответный удар.
Выставочный проект Ильи и Эмилии Кабаковых в Москве — событие не только культурной, но и огромной общественной значимости. Философско-художественное осмысление семидесятилетней эпохи социального эксперимента, посильное лишь для глубоко русских художников, одновременно даст возможность увидеть путь, пройденный за последние годы новой Россией.
Выставочный проект «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива. Альтернативная история искусств и другие проекты»«является первым проектом программы «Классика современного искусства», осуществляемой Московской биеннале современного искусства.
Организаторы выставки выражают особую благодарность Роману Абрамовичу за финансовую поддержку проекта.
Даты работы выставок для публики:
16.09 — 19.10 «Ворота»
ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 14 (Галерея искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков), стоимость билета 60 рублей
17.09 — 19.10 «Альтернативная история искусств», «Красный вагон»
Центр Современной Культуры «Гараж», ул. Образцова, 19, вход бесплатный
18.09 — 15.10 «Жизнь мух», «Туалет», «Игра в теннис»
Центр современного искусства ВИНЗАВОД,
Пресс-конференции
15 сентября 2008 года, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ул. Волхонка, 14
сбор журналистов в 11.30, начало в 12.00
16 сентября 2008 года, Центр Современной Культуры «Гараж», ул. Образцова, 19
сбор журналистов в 12.30, начало в 13.00
Организаторы:
Министерство культуры РФ
Правительство г. Москвы
Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина
Художественный фонд «Московская биеннале»
Центр Современной Культуры «Гараж»
Генеральный партнер:
IRIS Foundation
Соорганизаторы:
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»
Центр современного искусства ВИНЗАВОД
Фонд «Современный город»
Партнер:
ArtMedia Group
Куратор: Иосиф Бакштейн
Куратор-консультант: Роберт Сторр
Координатор: Марат Гельман