Выставочный проект «Будущее зависит от тебя. Новые правила» состоит из семи тематических разделов или направлений: «Идея», «Пародия», «Тело», «Революция», «Неоклассика», «Психоделия» и «Социальность». Расшифровка каждого направления находится в каталоге перед соответствующими разделами. здесь следует объяснить, почему мы выбрали именно такой принцип организации материала. Как нетрудно заметить, названия разделов не принадлежат к одному смысловому ряду. Они, скорее, имеют отношение к общим принципам, которыми руководствуются художники, представленные в разделах. деление на столь расплывчатые и неконкретные направления потребовалось нам потому, что современные художники редко используют преимущественно одну технику. Художник может заниматься и видео, и фотографией, и созданием скульптур. Важнее в произведениях искусства их смысловая составляющая, ряд, в который они могут вписаться.
Сегодня в искусстве нет деления на жанры и «-измы». Каждый художник работает с некоторым набором разработанных в прошлом идей, развивает их и приспосабливает к задачам современности. Это, пожалуй, самое главное правило: идти не столько от материала, стиля и ремесла, сколько от некоего набора идей. Направления, определенные нами, постоянно пересекаются, поэтому некоторые художники могут попадать сразу в два или три раздела.
Поскольку художники, представленные в проекте «Будущее зависит от тебя. Новые правила», считают свое искусство частью международного художественного процесса, их произведения часто создаются в состоянии внутреннего диалога не только с отечественной традицией, но и с западной современностью. Поэтому каждое из очерченных нами направлений не является чисто русским изобретением. В похожем ключе работают многие западные художники сегодня.
«Тело». Это направление равно основано на экспериментах с возможностями человеческого тела и его выразительностью, и искусстве перевоплощения. На западе мастерами перевоплощений считаются американка Синди Шерман, японец Ясумаса Моримура и итальянец Луиджи Онтани. Собственно, Шерман можно считать основателем современного автопортрета: ее серия «Кадры из фильмов без названия» (1979) была первой в этой области. Искусство перформанса — и соответственно его документации — расцвело в Европе в
«Революция». Радикальные политические взгляды в современной художественной среде не редкость. В частности, они определяют деятельность молодых художников из недавно прекратившей свое существование группы «Радек». В искусстве запада революции случаются несколько иные. Например, расцвет феминистской мысли в
«Неоклассика». На материале академической классики резче вырисовывается актуальное ныне столкновение двух культур — европейской и мусульманской. Классика привлекательна, потому что апеллирует к давно знакомым нам вещам и базовым представлениям о том, что такое искусство. Апелляции к классическому наследию и академизму часто встречаются в работах художников, связанных с миром моды и знаменитостей (Пьер и Жиль, дэвид ЛяШапель, Екатерина Рождественская). «Социальность». Примеров социально ангажированного творчества в европейском искусстве много. украинский фотограф Борис Михайлов, например, известен своей серией «case History», в которой он с максимальной отстраненностью запечатлел жизнь обыкновенных бомжей. другие примеры социально ответственного искусства отличаются большей включенностью художника в ситуацию. для
«Пародия». Ведущим художником, работающим в ключе пародии, на западе является Джефф Кунс. К его наиболее известным работам относят выполненные из гранита с позолотой портреты американской
«Идея». Это направление до сих пор хорошо представлено в Европе и США. Среди активных в этой области художников следует отметить американца Брюса Наумана, известного своими видео и инсталляциями с использованием неоновых трубок («Пять слов, написанных розовым неоном»). «Психоделия». Психоделия в современном русском искусстве не ограничивается художниками, представленными на выставке «Будущее зависит от тебя. Новые правила». В этом же направлении работает основатель группы «Облачная комиссия», одессит Аркадий Насонов. В западном искусстве иррациональность видений и загадочная логика свойственны в видео-работам и инсталляциям Мэтью Барни (цикл «Кремастер»).