Освоение самых различных профессиональных миров является родовой чертой современного искусства. Художники совершают эти путешествия, руководствуясь самыми различными целями. Одни заняты упорным поиском фактур, способных удивить публику, другие посредством выбранного ремесла мистифицируют зрителя, выдавая себя за «другого». Коллективные поездки станковистов советской эпохи в северные края «за впечатлениями и правдой жизни» также должны быть упомянуты в этом контексте, хотя они (быть может, напрасно?) кажутся частью уже очень далекого от нас опыта.
Героев художниц не хочется называть моделями, потому что ключевым словом для описания работ, наверное, является «искренность». Вне этого не поддающегося имитации дара был бы неосуществим впервые представленный на выставке в РОСФОТО проект «Состояние сознания».
Люди в возрастном диапазоне от 17 до 67 лет, принадлежащие к самым различным, если не сказать, ко всем социальным слоям российского общества, повествуют, спорят, анализируют собственные проблемы. Это проблемы тех, кого принято называть «сексуальными меньшинствами».
Было бы излишним доказывать, что вне атмосферы абсолютного доверия, которого не так легко добиться врачу или священнику, не говоря уже о создателях видеоарта, попытка шведских художниц была бы заведомо безнадежной.
Результатом семинедельных трудов в Петербурге в
Пристальное внимание к чужому слову и жесту, точный отбор материала есть необходимые условия для самого коварного из творческих занятий — фиксации жизни. Они явно указывают на кинематографические и фотографические корни авторов. Анна Виола Хальберг и в самом деле занималась режиссурой, причем документального кино, а Анника Карлссон Риксон до рождения AVIEW добилась определенных успехов в профессиональной фотографии.
В другом представленном на этой выставке проекте — «Резонанс» (
Близкое знакомство с предметом не предполагает элементарность инструментария — художницы комбинируют классические черно-белые фотографии с двойной видеопроекцией, поддержанной звуком.
Имя легендарной Синди Шерман неизбежно возникает в связи с любым достойным внимания сюжетом, обладающим явно выраженной гендерной природой. Уникальный актерский дар американской художницы позволил ей стать моделью для самой себя, и ошеломленный зритель не верил, когда узнавал, что перед ним не актрисы Альфреда Хичкока, а автор фотографии.
Анника Карлссон Риксон и Анна Виола Хальберг нашли иной путь, сочетающий авторское смирение и уверенную, свободную манеру обращения с достаточно сложными, «непослушными» технологиями.
Самобытность и подлинность этого художественного жеста достойны, на мой взгляд, самого доброжелательного внимания.
Анника Карлссон Риксон
Родилась в 1962 в Швеции.
Окончила Северную школу фотографии в Стокгольме в 1988 году. В 1997 году получила степень Магистра искусств в Калифорнийском институте искусств в Валенсии, штат Калифорния, США.
Профессор Северной школы фотографии с 2003 по 2007 год.
В настоящее время — участник докторской программы факультета изобразительных и прикладных искусств Университета Гетеборга.
Ведет активную выставочную деятельность с начала 1990 годов.
Главными своими осуществленными проектами считает следующие:
«Организация свободы», Музей Современного искусства, Стокгольм;
«Сегодня — Завтра — Всегда», Гетеборг, 2006;
«Говорить громко и сказать
Анна Виола Хальберг
Родилась в 1967 году.
Обучалась по программе для кураторов современного искусства Стокгольмского Университета в 2003 году. Окончила киношколу в Стокгольме.
Получила степень магистра искусств в области международного музейного дела в университете Гетеборга в 2008.
Выставка проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Генерального консульства Швеции в Санкт-Петербурге.