Если и говорить о реализме в фотографиях Миши Масленникова, то реализм этот из разряда тех художеств, которым отец Павел Флоренский дал емкое определение «оплотневшего сновидения». Мы можем быть и такими — не явными своим сокровенным, и, тем не менее, реальными — в миг, когда с «той» стороны касаются нас крылом. Вдохновение художника, по мысли Флоренского, не является ценным, ибо оно только сырье, психологизм, «нам нужны предутренние сны его…»
Масленникову удалось запечатлеть именно время «пробуждения»: зрителю интересно не столько рассматривать фотографию саму по себе, сколько вглядываться в то таинственно реальное, что утверждается мимикой и пластикой фотографируемых. Безусловно, с попыткой зрителя пересечь грань дозволенного, с претензией на обладание сокровенным.
Сам фотограф эту грань не преступает ни на йоту, бережно охраняя и нас, и себя, — словно МЫ суть автопортрет его, — сознательно уходя и уводя от прямого прочтения красоты физической. Взгляд ни в коем случае не потусторонний — никому еще не удавалось и, по счастью, не удастся заглянуть в нас с той стороны, — но взгляд, понуждающий нас осуществить немалый подвиг — признать, что МЫ красивы безоговорочно и целиком. А любое признание, как известно, накладывает определенные обязательства и требует действия.
Выставку стоит посетить хотя бы
Куратор выставки: Георгий Колосов