Открытие выставки 25 октября в 18.00

Все мы в детстве играли в «войнушку», в сентябре писали сочинение на тему «Как я провел лето» и ленились читать «Войну и Мир». Вне зависимости от того, на каких новостях из «горячих» точек прошло наше детство (будь то репортажи о войне во Вьетнаме, или же сводки о конфликте в Афганистане), мы ощущали себя свободными от всех этих далеких военных действий. Современное медиа пространство, однако, не оставляет возможности нам, теперь уже взрослым людям, с той же детской непосредственностью абстрагироваться от происходящего, как бы далеко оно ни было.

Новый проект Виты Буйвид «Как я провел лето», сделанный в разгар последних военных событий в Осетии, об идеальном мире, рушащемся оттого, что и в него в любой момент может вторгнуться реальная война. Летят вертолеты, как в фильме Копполы, плывут военизированные моторки по тихой украинской речушке, с неба спускается парашютный десант. Авторская позиция теоретически сходна с голливудскими фильмами-катастрофами: было хорошо и красиво, потом стало страшно, а потом пришел Брюс Уиллис и все исправил. Но это слишком обобщенный подход. Эффектно летящие вертолеты прочно закрепили ассоциацию с «Апокалипсисом сегодня», но, если, все то же самое произойдет за вашим окном — это действительно уже будет апокалипсис — сегодня, только без кавычек.

Отпечатки сделаны с аутентичных негативов 1970-х годов, долгое время хранившихся в семейном архиве. Впрочем, фотографии с них никогда не печатались, так как сюжет и композиционное решение снимков были оценены родителями как «не представляющие интереса». Юный автор уже тогда выступала не только в роли фотографа, но и в роли постановщика съемки и модели. Пленка чудом сохранилась у старшей сестры художника. Напечатанные на ткани и расписанные вручную маслом, эти работы уже непонятно как идентифицировать — то ли это фотография, то ли живопись. Определение «смешанная техника» усиливают изображения различных групп войск, вырезанные тупыми ножницами и пришитые крупными стежками, нечто подобное аппликации, но подразумевающее в себе изначальную недолговечность. Это уже не коллаж, а заплатки нехудожественной реальности. Пришитые белыми нитками элементы войны, композиционно и идеологически выпадают из спокойной и умиротворенной семейной хроники. К счастью, все эти ужасы всего лишь приметаны. И, как подразумевается, возврат мира достижим простейшим путем — потянешь за ниточку, оторвешь эти страхи, восстановишь идиллию. И никакого Брюса Уиллиса не нужно, героем может стать любой желающий — будь то сам автор, или же счастливый обладатель произведения. Вот только на холсте останутся едва заметные контуры — дырочки от пришитых солдат и их незримое присутствие останется с нами все равно.

В.Михайловская