Кристоф Гриль, Зальцбург. Post-Soviet space. Archeology («Археология пост-советского пространства»)
Открытие 24.10(пятница) в 18.00
Поэзия временных несовпадений где-то нигде
С коллапсом Советского Союза было разрушено сразу несколько утопий. Большинство из 15-ти бывших советских республик впали в состояние летаргии, что было крайне опасно политически, т.к. могло быть использовано в преступных целях в ситуации, когда новые демократические и экономические потребности противоречили прежнему, устаревшему образу мышления. В то время как немногие наживались на новой ситуации, большинство оставалось на обочине.Уже 10 лет Кристоф Гриль преследует цель запечатлеть бывшие Союзные республики на их тернистом пути к политической независимости, документируя эту борьбу за выживание. Он использует фотокамеру как проверенный временем инструмент исследования. Как нам известно, изначально фотографии отводилась роль документирующая. Обывателю, живущему в девятнадцатом веке, фотография позволяла избежать утомительных путешествий с целью увидеть далекие страны. По крайней мере, такая риторика повсеместно использовалась для популяризации фотографии как нового, аутентичного способа воспроизведения реальности. Насколько более точно и эффективно могла быть задокументирована экспедиция Наполеона в Египет, если бы во время той кампании уже существовали фотокамеры. Это был аргумент Доминика Франсуа Араго в его «Докладе о Дагерротипе» во Французской Палате депутатов в 1839 году. Депутаты с ним согласились и одобрили покупку изобретения Дагерра Французским государством.
Фотографические экспедиции стали частью «Mission Heliographique», их целью было запечатлеть регионы и монументы, до которых было трудно добраться из Парижа. В 1859 Фрэнсис Фритт, один из ведущих фотографов-пейзажистов того времени, пошел еще дальше, сказав, что фотография, разглядываемая дома в спокойной обстановке, может дать более точное представление о вещах и их деталях, чем сами эти вещи, увиденные непосредственно на месте съемки. «Путешествия с помощью открыток» Вальтер Беньямин считал одним из самых смелых приключений своего детства.
Контексты применения фотографии уже с самого начала ее существования варьируются от взгляда колониалиста под этнографической маской до вскоре появившихся форм, в которых туристы фиксируют мировые достопримечательности.
В двадцатом веке к этому списку паттернов стереотипов добавляется как минимум образ репортажной фотографии падкой на сенсации и стрит-фотографии в поисках памятных моментов.
Кристоф Гриль отлично знает об этом конгломерате. Он сам говорит о том, что нужно внимательно следить за тем, чтобы не отклониться в изначально негативный репортаж о своей поездке по пост-коммунистическому пространству. Точно выверенная композиция его снимков повседневной жизни людей «где-то там» никогда не сводится к сенсационности или чистому эстетизму, Гриль слишком серьезно относится к объекту съемок. В конце концов, его репортаж ведом личным опытом и чередой совпадений. Именно совпадение позволило Грилю встретить людей, чьи жизненные пути иначе никогда не пересеклись бы с его собственным. Дневниковые записи фиксируют контекст событий, которые иначе остались бы безымянными. Они помогают связать созерцаемое на фотографиях с ситуациями, в которых оказывался сам автор.
Самые яркие моменты этого документирования возникли в результате фотографически зафиксированного совмещения несовместимого: смеющиеся дети где-то в Шалкии (Казахстан), где местные цинковые шахты давно закрыты, а недостроенные широкие бульвары между бетонными зданиями продолжают рассказывать о далеко идущих планах.
Пастух на Арарате (Армения), сидящий в заброшенном автобусе, сквозь ржавую крышу которого пробиваются лучи света, как будто метафизически заряжаясь... Солдат там же, в Армении, стоящий на холме, который во времена Первой Мировой войны был стратегической высотой; культурный центр, превращенный в туалет; охотник на Сахалине, обустроивший барак охранников в бывшем Советском женском лагере в уютное жилище. Поэзия фотографий, также как их познавательная ценность лежит в совмещении несовместимого. В этом Франсис Фритт был прав.
(Ульрих Трагачниг, перевод Марии Гольдман)
Кристоф Гриль. Родился в 1965 году в Австрии. 1991-2000: изучает биологию и антропологи. Живет в Граце, работает фриланс фотографом и архезоологом. С 1996 года начинает путешествия в бывшие социалистические республики Восточной Европы и Балкан. В 1999 начинает работу над долгосрочным проектом о республиках бывшего Советского Союза.
Первая персональная выставка в 2005 году: SSSR, фотогалерея Stolp, Словения.
Участвовал в нескольких групповых выставках, среди которых
«Sie befinden sich hier/You are here», Camera Austria, Kunsthaus Graz, Грац, Австрия; «Photo_Graz_06»; «5. Fotosrecanje/Fotoincontro»Kulturni Dom, Gorica/Gorizia, Италия; «Verbindungen/Connections»Kulturhaus Graz, Грац, Австрия и Пекс, Венгрия
«Vergrabene Wirklichkeiten»Fotogalerie Graz, Грац, Австрия.
Публикации в журналах : «Submarine», «Die weite Welt und das Dorf», FOTO&video, OjodePez (2006, #11, Russia!).
куратор Чмырева Ирина