Открытие выставки 10 ноября в 20:00.
Выставка «В Бухаре пускают змея», собранная одним из ведущих отечественных кураторов
Зельфирой Трегуловой, структурирована самим материалом: 55 живописных и графических работ
1930—1950-х рассказывают о Средней Азии и созданы там же. Один зал занимает графика, в двух
других — живопись. Яркая, тяготеющая к авангарду и национальной декоративности, и более
камерная, восходящая к традициям русской художественной школы, импрессионизму и тонкой
разработке, превосходная живопись открывает нам советскую художественную ситуацию как нечто
неожиданное и малознакомое. Эта выставка — не антология искусства Средней Азии, а скорее
исследование лакун монолитной ситуации тоталитаризма. Одной из таких зон, где искусство могло
развиваться, была Средняя Азия. Бедный регион укрыл в своей горячей ладони альтернативный
художественный поиск, а медленное время Востока дарило художникам комфортное ощущение
вечности.
Тщательно выстроенная Зельфирой Трегуловой экспозиция рассказывает о том, что чудо искусства
чаще случается в пространстве хотя бы относительной свободы, что без свободы искусство не живет,
и художник обычно предпочитает рисовать, а не бороться с режимом. Мы видим живопись Средней
Азии как искусство, относительно свободное в своем развитии, которое решает собственные
задачи и потому переживает своих создателей. Мы видим потрясающей красоты и пластической
свободы произведения, которые ставят под вопрос словосочетания «советский художник» и
«социалистический реализм».
Все эти прочтения возникают именно потому, что перед нами выставка художников сталинской
эпохи (основной массив работ приходится на 30-е и 40-е). Исключение — поздние работы медленно
меняющегося Павла Зальцмана на десятилетие выбиваются за границы ХХ съезда, покончившего с
тиранией. И тем указывают на способность ученика Филонова чтить учителя при любом режиме и в
любом возрасте. Это экспозиционное исключение лишь подчеркивает внеположенность художника
внешнему миру. Чем дольше мы вглядываемся в экспозицию, тем большей эрозии подвергаются
стереотипные представления об эпохе и советском искусстве. Мы видим высочайшую живописную
культуру художников, которых без разбору называем «советскими» или «мастерами соцреализма».
Экспозиция свидетельствует о неоднородности советской художественной политики, а Средняя
Азия кажется просто советской Европой, завоеванной народами Востока.
В современной ситуации актуальность тождественна рыночному успеху. Но в идеологическом
обществе актуальность искусства выстраивается в других координатах — как актуальность
внутренней коммуникации замкнутого сообщества. Средняя Азия стала из-за своей удаленности
и этнографической специфики местом тайной жизни искусства — вне власти, идеологии,
доминирующего стиля, спускаемого тоталитарным СХ РСФСР. Художники нашли зону свободы в
жесткой ситуации. Искусство, показанное Зельфирой Трегуловой, можно считать возвращением
подлинности.
Куратор Зельфира Трегулова.
Форум культурных пересечений rozamira третий год подряд организует marka:ff,
генеральный партнер rozamira'08 — группа компаний Московский Ипотечный Центр.