С 4 по 15 марта 2009 года, Коньячный Дом Martell и Московский музей современного искусства на Петровке, 25 впервые в России представляют выставку работ французского мастера гиперфотографии Жан-Франсуа Розье (Jean-Francois Rauzier) под названием «УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ MARTELL» («LES PLAISIRS DE MARTELL»). Экспозиция включает в себя специальный проект «АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ MARTELL» («LES PLAISIRS ARISTOCRATIQUES DE MARTELL») и ретроспективу предыдущих проектов художника: «ИДЕАЛЬНЫЕ ГОРОДА» («LES CITES IDEALES») и «ЛЕГЕНДЫ» («LEGENDES»).
ЖАН-ФРАНСУА РОЗЬЕ
Жан-Франсуа Розье (р.1952) — один из ведущих фотографов мира, который более 30 лет не перестает удивлять публику своим творчеством. Его работы находятся в частных коллекциях и музеях современного искусства по всему миру — от Парижа, Женевы, Тель-Авива до Лос-Анджелеса и Вашингтона. Феноменальный успех пришел к Розье после участия в выставках прошедших Лос-Анджелесе (Pacific Design center; 2007), Париже (L'Art en Direct showroom; 2007) и Тулузе (EDF Foundation; 2007), а также двух крупнейших проектах 2008 года в Париже (Photography Parcours Parisien и Mois de la Photo). В 2008 году в Париже Жан- Франсуа Розье получил премию Arcimboldo — самую престижную и важную награду Франции в области цифровой фотографии (учреждена в 1999 году Ассоциацией «Gens d'Images» совместно с фондом «HP France»)
ГИПЕРФОТОГРАФИЯ
В 2002 году, когда Жан-Франсуа Розье создал свои первые «гиперфотографии», он, будучи уже известным фотографом, находился в поиске нового творческого подхода, который отличался бы от традиционной модели. Он хотел «увидеть в одно и тоже время и панораму, и крупный план, остановить время, чтобы иметь возможность рассмотреть все детали статичного изображения». Используя язык кинематографа, он хотел получить в едином кадре и обзор 180°, и сверхкрупное увеличение. Зачем? Прежде всего, чтобы открыть для зрителя то, что было скрыто от взгляда и не поддавалось пониманию и осознанию. Загадочные, монументальные, грандиозные — именно так можно описать работы Жана-Франсуа Розье. Они преображают реальность, потрясают своим размахом и словно манят зрителя в невероятное путешествие по видимому миру. На протяжении многих лет он стремился воплотить в жизнь мечту, рожденную в его кипящем воображении: представить мир, в котором бесконечно великое сосуществует с бесконечно малым, позволяя зрителю обнаружить неожиданные детали и приоткрыть завесу бесчисленных тайн. В гиперфотографиях Розье тысячи крупных планов высокого разрешения, соединяются в гигантские картины высочайшей степени четкости. Некоторые из них достигают титанических размеров (до 100 метров в длину и более), сохраняя резкость малейших деталей. Розье тщательно располагает и прорисовывает каждый элемент, создавая свой волшебный мир, словно давая понять, что фотография — это не только слепок реальности, но и отражение души фотографа.
Гиперфотография, смонтированная автором при помощи компьютерных программ из сотен отснятых телеобъективом крупных планов, полна нелогичных и удивительных деталей. «Для этого я тщательно соблюдаю расположение теней, геометрию отражений и несовершенство реальных объектов», — говорит Розье. Некоторые из таких реконструированных фотографий имею разрешение более 2 миллиардов пикселей. Столь уникальная технология и мастерство позволяет фотохудожнику, к примеру, передать всю ширь пшеничного поля и одновременно показать мельчайших насекомых на стебле травинки или охватить целый район ночного города и при этом заглянуть в частную жизнь людей за горящими окнами.
«Ни одним объективом нельзя добиться в одном кадре такой четкости и резкости, какие я получаю, соединяя 200 кадров», — объясняет фотограф, который творит перед экраном своего компьютера, словно художник на холсте. Пером графического планшета он вырезает, перемещает, собирает по частям стволы деревьев, ветви, листья и множество других объектов и элементов, кропотливо собранных за время многих часов фотосессий там, где что-то вдохновило фотографа на новый фантастический пейзаж, причудливую картину или барочный шедевр. Соткать волшебное пространство, воплотить в жизнь свои немыслимые видения, повести зрителя вслед за полетом своей фантазии — вот истинная цель Розье. В чем его стремление? Преобразить мир в соответствии со своими мечтами, желаниями и тревогами, и воссоздать средствами XXI века магию и таинственность, присущие историям и легендам прошлого. Такой необычный творческий способ перейти от единичности к универсальности и соединить настоящее с вечным весьма созвучен по духу вдохновенному характеру Martell, воплощающему купаж исторического наследия и современности, мастерства и таланта его создателей.
АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ MARTELL
Martell — инновационный по духу и старейший Коньячный Дом, известный своим сотрудничеством с самыми талантливыми дизайнерами, фотографами мира, — открывает новую страницу в истории аристократических удовольствий. Вдохновленный богатым культурным наследием Дома Martell, основанного в 1715 году, в эпоху короля Людовика XIV, известный французский арт-фотограф Жан-Франсуа Розье создал серию из 4 работ, объединенных названием «АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ MARTELL». Визуальные образы интерпретируют авторское видение аристократических удовольствий обитателей Версальского дворца: от музыки, настольной игры, светской беседы и созерцания современного искусства. Удовольствия, возведенные в ранг высокого искусства при дворе Короля-Солнце, приобретают особое, современное прочтение. Интрига света и тени, игра цвета и реалистичности формы потоком филигранных деталей объединяются в многослойные планы художественного произведения и завораживают внимание зрителя, подобно чувственному удовольствию от глотка драгоценного коньяка Martell. В съемках проекта использовались роскошные интерьеры здания парижской Opera Garnier — жемчужины коллекции архитектурных шедевров Франции, впервые ставших доступными для столь масштабных творческих экспериментов.