21 мая в Мраморном дворце, в рамках Музея Людвига в Русском музее, открывается выставка «Искусство про искусство». На экспозиции представлено более 150 произведений: графика, живопись, фотография, инсталляция, объекты таких знаменитых художников, как Илья Кабаков, Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Тимур Новиков, Сергей Бугаев и многих других.
В ХХ и ХХI веках образы искусства становятся такими же основаниями для творчества, какими ранее были образы жизненные или воображаемые. В эпоху постмодернизма невозможно обойтись без заимствований и цитат из истории искусства, — таков один из главных методов искусства современного. Художники соотносятся со всем опытом мировой художественной культуры и делают это в диапазоне от прилежного ученичества до провокативной пародии. Искусство становится все более обращенным на самое себя, а тема «искусство про искусство» — все более актуальной.
Авторы концепции выставки «Искусство про искусство» сознательно пошли на дидактичность ради показа действия механизмов современного искусства. В экспозиции, показаны разнообразные художественные приемы: композиционного анализа и деконструкции, цитации и апроприации, пародирования и снижения интонации, самоустранения и самоописания.
Экспозиция выставки, построенная по тематическому принципу, состоит из разделов: В музее, Искусство про искусство: крупный план, Вперед/назад к классике, Русская школа, Авангард forever, Иконография, Идея искусства: атака концептов, Высокое/низкое. Впервые в одном экспозиционном пространстве соседями становятся настолько разноплановые художники: Андрей Мыльников и Ольга Тобрелутс, Василий Яковлев и Александр Косолапов, Гелий Коржев и Клаудио Браво. Экспозиция, заостряющая контрасты и выявляющая парадоксальные переклички, демонстрирует общие причины и последствия самых, нга первый взгляд, различных процессов в современном искусстве.
Искусство всегда находится в состоянии саморефлексии. По поводу системы своих ценностей, своих целей и средств (содержательных и выразительных). Такая самопогруженность, обращенность на самоё себя, проявлялась и проявляется разнообразно, становится и двигателем, и тормозом.
В чем причина, например, постоянного обращения художников к хрестоматийному репинскому полотну «Бурлаки на Волге»? В разделе выставки «Русская школа» даны различные ответы на этот вопрос — скульптура Вильямса Френка и объект Вадима Козина. Постоянным творческим стимулятором остается для отечественного и мирового искусства русский аванград, об этом выставочный раздел «Авангард for ever» с работами Леонида Сокова, Брацо Дмитриевича, Ирины Затуловской, Андрея Молодкина.
В ХХ веке искусство активно освобождалось от упрощенно понятых функций служения кому- и чему-либо, происходил рост его «самосознания». Парадоксальным образом, искусство в поисках своей идентичности, было ангажировано политикой и идеологией, приходя порой к полному самоуничтожению на службе у тоталитарных режимов века — «искусство как идеологическое оружие». Одновременно росла сосредоточенность искусства на себе самом — «искусство для искусства».
В разделе выставки под названием «Иконография» представлены результаты как изучения, так и перелицовки знаменитых полотен Рембрандта и Джорджоне, Гойи и Веласкеса, Моне и Энгра . В искусстве всегда жила потребность в самоанализе, но именно в новейшее время эта потребность стала необходимостью. В этом можно увидеть и логику внутреннего развития искусства, и реакцию на трагедию века — потерю собственной индивидуальности в служении «великому общему делу». Самоанализ предполагает пересмотр, переучет своих целей, средств, инструментария ради обновления, ради самоосуществления искусства, ради расставания со страхами и болезнями прошлого.
В разделе «Высокое/низкое» представлены образцы неугасающего интереса к легендарным направлениям в искусстве ХХ века —
В чем состоит сама идея искусства — этому посвящен раздел «Идея искусства: атака концептов» с работами Юрия Альберта, Сергея Мироненко, Леонида Борисова, Юрия Александрова.
Нам не избежать эклектизма подходов — на таком разнородном материале это неизбежно, тем более на материале постмодернизма. Главное, что хочется сохранить и предъявить — восхищение и, в
Антон Успенский