ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ  ФОТОГРАФИИ»

КОРПОРАЦИЯ  «ИНЖТРАНССТРОЙ»

ОБЩЕСТВЕННАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ «БАМОВСКОЕ СОДРУЖЕСТВО» 

Стратегический  партнер 

Музея "Московский  Дом Фотографии"

MasterCard 

Идея  строительства дублирующей сибирской  железнодорожной ветки возникает  уже в конце XIX века, привлекает  особое внимание во время русско-японской войны и откладывается до появления отвечающих задаче ресурсов и технологий. К тридцатым годам недостаток того и другого из непреодолимого препятствия превращается во временное неудобство и в 1933 г. выходит первое правительственное постановление "О строительстве Байкало-Амурской магистрали" — строительство предписывалось закончить в три года.  

Второй  этап великой стройки начался  в 1974 году и на протяжении следующих  тридцати почти лет железная дорога превратилась в главную коллективную мечту государства. С востока магистраль прокладывали военные, но эмблемой стройки суждено было стать комсомольцам, отвечашим за вторую половину пути.  

БАМ на выставке представляют восемь фотографов. Больше всего работ Геннадия Копосова и Валерия Корешкова, чуть меньше Виктора Ахломова, Дмитрия Бальтерманца и Юрия Садовникова, несколько фотографий Юрия Роста, Александра Абазы и Аркадия Шайхета. Все они работали для советской прессы, а значит, следовали ее критериям. После авангардного замыслa поголовно снабжать красноармейцев фотоаппаратами, главенствующим жанром стал фотомонтаж, на время вытеснивший фотографию. Советская документалистика еще долгое время испытывала это влияние. Амбивалентность официального изображения заключалась в том, что если сравнивать формальные снимки с любительской съемкой того же времени, разница оказывается на удивление небольшой. Мы не видим обратной стороны строительного романтизма, ни разочарования, ни студентов в нейлоновых рубашках в пятидесятиградусный мороз. Отчасти дело в невостребованности — самым авангардным из доступных журналов был "Чешская фотография", — с другой стороны дело цензуры официальной продолжала самоцензура. Движущей силой колоссального начинания был романтизм, и двойная реальность была ему несвойственна.  

Через присущую ему иконическую героичность  БАМ транслировал адекватную и здравую  романтику людей, которым нравилось  работать, понятный энтузиазм и желание  увидеть результат своего труда. За этим стояли бессмысленность незавершенного начинания, опустошенность и недоустроенность. Стремление к цели было интуитивным, это было личным стремлением упорядочить существование. Зрителю предлагается реконструировать не только невыносимый быт, которого избегали документалисты, но и личную мотивацию колоссального масштаба, самую большую нашу мечту, оборвавшуюся как рельсы магистрали. 

Выставка  продлится с 3 ноября по 22 декабря. 

Более подробная информация о выставке расположена  на сайте

Московского Дома фотографии:  www.mdf.ru

тел.: 231 3325 

Екатерина Финогенова (finogenova@mdf.ru), Стрекалова Татьяна (st@mdf.ru); Георгиева Мария (georgieva@mdf.ru); Екатерина Князева (knjazeva@mdf.ru)