Дом книги «Медведково
«Новая газета»
представляют выставку
27 фотографий Виктории Ивлевой
Зачем люди идут в фотожурналистику? Что движет молодыми людьми, делающими выбор в пользу кочевой жизни с фотокамерой, а потом дает силы продолжать так жить-работать всю жизнь? Существует ли особый женский взгляд в фотожурналистике? Отличаются ли российские профессиональные фотожурналисты от своих коллег по всему миру?
Представление выставки фотожурналиста порождает эти и многие другие вопросы. Попытка ответить на вопросы, уже возникшие, заставляет копаться в тысячах фотографий в архиве одного фотокорреспондента в надежде найти там ответы на мучающие вопросы.
Мы работали с Викторией Ивлевой над ее персональной выставкой в 2005 году, тогда главным сюжетом была война, экспозиция так и называлась, «Апофеоз войны», и в фокусе Виктории постоянно оказывались дети, дети, матери, бескрайние сумасшедшей красоты пейзажи, на которых в нарушение всех законов гармонии шла война. И от фотографий начинало щемить в груди: желание любоваться красотой огромных глаз и линией гор боролось с инстинктом самосохранения - отвернуться, забыть, - или с мучительными поисками ответа на вопрос как помочь и что делать…
За несколько десятилетий в фотожурналистике Ивлева работала во время военных конфликтов и на документации их последствий долгое время. Но снимала не только их. На этой выставке мы решили представить только один из ее «других» сюжетов: было и стало, двадцать лет назад и теперь. В 1980-х Ивлева снимала по всему СССР; в начале 1990-х – в независимых государствах Средней Азии, где военные конфликты сменяли один другой. В 2006-2007 годах, будучи корреспондентом газеты «Новая газета» Виктория совершила еще одно путешествие по странам на территории бывшего Советского Союза, присматриваясь к знакам нового и следам прошлого, к переменам и неизменности жизни в глубинке, вдали от столичных авеню, демонстрирующих туристам новые маски современной цивилизации. Результатом этого путешествия стала серия репортажей в «Новой», где фотографии, как паровозики, тянули за собой тексты-истории героев снимков, кадры пейзажей и городские виды обозначали место и, отчасти, современность, в которой происходит действие…Так на этой выставке встретились снимки 1980-начала 1990-х и фотографии начала Третьего тысячелетия.
27 фотографий 1982-2007 годов о жизни простых героев большой страны двадцать лет назад и их детей на тех же просторах сегодня.
Куратор выставки Ирина Чмырева
Виктория Ивлева, родилась в Ленинграде. Закончила факультет журналистики МГУ в 1983 году.<br /> Фоторепортер, пишущий журналист. В настоящее время специальный корреспондент «Новой газеты». Фотографии были опубликованы в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Собеседник», «Московские новости», «Огонек», New York Times Magazine, Stern, Spiegel, Express, Sunday Times, Independent, Die Zeit, Focus, Marie-Claire, OjodePez и др. В 1988 году в Париже вышел альбом фотографа "Temps present de la Russie"; в 1989 альбом был опубликован в США. В 1991 году фоторепортаж Виктории Ивлевой, сделанный в помещениях IV реактора Чернобыльской АЭС, получил приз «Золотой Глаз» крупнейшего конкурса в области фотожурналистики WorldPressPhoto. Почетный гость фестиваля фотографии в Перпиньяне, Франция 1992 года. Выставка «Апофеоз войны», подготовленная кураторами Е.Березнером, Н. Тарасовой и И.Чмыревой, для Международного Комитета Красного Креста была показана в 2005 году в Московском музее современного искусства; с тех пор она была показана в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Нальчике, Владикавказе, Назрани, Киеве.
Встреча с автором выставки Викторией Ивлевой состоится 16 декабря 2009 года в зале выставки в 19 часов.