Масао Ямамото (Masao Yamamoto) родился в 1957 году в городе Гамагори префектуры Айчи (Gamagori City of Aichi Prefecture) в Японии, в окружении гор и морского побережья. Ещё в детстве он улавливал, сохранял красоту, собирая предметы природы.
Первоначально обучавшийся профессии художника, в настоящее время Масао использует фотографию как способ остановки времени, влияния на него, — что приводит к созданию поэтических образов, вызывающих у зрителя воспоминания и ностальгию.
Изображения уравновешены и упрощены, но внезапно оказывается, что они благополучно доводят элементы формы до крайних проявлений. Не связанные общепринятыми границами и традициями, эти маленькие — 3×5 дюймов — изображения нарочно разорваны, потерты, запятнаны, затемнены чаем или окрашены — с целью выглядеть старинными. Однако они современны; эти состаренные снимки различны, но формируют особое, индивидуальное и необычное фотографическое видение. Сам Масао так говорит о свoих фотографиях: «Мои фотографии маленького размера и кажутся старыми. На самом деле моя цель — чтобы они выглядели таковыми. Можно было бы подождать лет 30, прежде чем их использовать, но это невозможно. И я их старю. Я беру их с собой, когда хожу на прогулки, тру их руками, — это придает снимкам вид, который мне нужен. Это называется забыванием — или возникновением памяти. Воспоминаниями на старых фотографиях полностью манипулируют; именно это меня интересует, в этом — причина моей работы.
Делая снимки небольшого размера, я стремлюсь превратить их в сущность, материю воспоминаний. Другая причина в том, что, на мой взгляд, лучший формат — когда можно держать фотографию в ковшике ладони. Если держишь в ладони фотографию — значит, держишь в руке память. Как семейное фото, которое носишь с собой.»
В своих инсталляциях Масао исследует, каким образом отдельные фотографии становятся частью большей реальности, — группируя их с использованием различных методов демонстрации. В своем визуальном диалоге со зрителем, Масао совершенно неповторимо размещает каждую фотографию, крепя прямо к стенам, а также группируя, сочетая внутри рамок. Будучи единственным, оригинальным, каждый снимок в своей простоте может демонстрироваться как отдельно, так и в единстве с остальными. Фотографии являются неотъемлемой частью универсального визуального языка.
Серия «Kawa», что в переводе с японского означает «поток», — последняя в творчестве Ямамото. Созерцание потока воды наводит автора на размышления о реальной и загробной жизни, о мире людей и мире богов, обо всем, существующем вокруг нас. Задача этой фотографической серии — подарить зрителю чувство спокойствия и очищение сознания, поддержки и воодушевления. Человек, по мнению автора, не должен останавливаться по жизни, но и спешки должен стараться избегать. Идеальная жизнь — сбалансированный рецепт гармонии и счастья. Для Ямамото достижение этого состояния возможно через наблюдение за природой и постоянно происходящими в ней изменениями.
Другой источник вдохновения фотографа — творчество известного японского поэта и монаха Зен Риокана, хайку которого способствовали развитию метафорического восприятия природы и вечности в объективе Ямамото.
Философия «активной пассивности» учения Зен также оказала огромное влияние на серию работ «Kawa». Состояния «активно пассивности» необходимо достичь, чтобы обрести гармонию разума и тела. Когда подобная гармония достигается, человек чувствует себя частью природы и вселенной.
Понимание этой философии обостряет чувствительность фотографа, благодаря чему его работы притягивают не только визуальное внимание зрителя, но и раскрывают тонкие эмоциональные ноты.
«Победа» имеет честь представить первую в России персональную выставку Масао Ямамото «Kawa» в новом пространстве галереи на территории фабрики «Красный Октябрь».