В рамках VIII Международного месяца фотографии в Москве
«Проявление непроявленного» Алексея Титаренко — проект галереи «Победа», представляющий московской публике имя
Алексей Титаренко,
«Говоря о фотографе Алексее Титаренко важнее всего обозначить, что он сумел ввести и осознать в своем творчестве «третье» измерение. В прямом и переносном смысле. В прямом — это измерение воздушности, глубины изображения, влажности и осязаемости, «густоты» атмосферы, запечатленной в слое серебра в отпечатке; в переносном — измерение историчности,
…Его первые фотографические серии — документальная съемка, созвучная по настроению со «снимками жизни» других авторов восьмидесятых, но уже тогда ему нужны была специальная обработка снимков, наложения и коллажи. Ему не хватало отображения одной лишь реальности, чтобы передать чувство, которое она у него вызывала. От «Номенклатуры знаков», где знаки — аналоги слов, а их совмещение рождает новый текст, Титаренко прошел до транслирования состояний, столь же сложно уловимых словами, как и сложно изобразимых, и
Титаренко в своих фотографиях, как в любимом девятнадцатом веке, позволяет людям исчезнуть: они — время, проходящее перед открытой диафрагмой. Они — Лета, в которой мелькнет рука пловца и снова — водоворот, а лица возникают, лишь когда человек остановится, выпадет из потока времен; и эта остановка есть залог мгновения философии, погружения в раздумье о времени (и временах). То, что стремится за секундами, то, что движется, — не может остаться запечатленным навечно. Эта философия классической фотографии, почти потерянная, возрождается у Титаренко. Она присутствует как мера, удостаивающая быть изображенным, как знак подлинности и вечности».
Ирина Чмырева
«Было бы ошибкой рассматривать мои фотографии с точки зрения современных ценностей в искусстве вообще и изобразительном искусстве в частности.
Пытаться заключить в рамки различных течений, тенденций, забывая принять в расчет тот факт, что основной мотив, толчок к их созданию находится в прошлом и всегда идентичен: история России с начала до конца 20 века — это нескончаемая вереница трагедий совершенно невиданного ранее масштаба,
История России, … но в форме современных фотоизображений, снятых в одном месте, в одном городе — С.Петербурге на протяжении последних 20 лет. Не город сам по себе их основная тема, часто он едва заметен, передача не его достопримечательностей, а… эмоций. Эмоций, из которых сплелось, сформировалось глубокое внутренние восприятие мира людей живущих или живших на территории нашей страны и которые прошли через все эти ужасы, катастрофы и страдания, но которых принято было всегда изображать лишь извне.
Эти эмоции, универсальные, неизменные на протяжении столетия, близкиe тем, которые вызывает в нас музыка Шостаковича, например, или произведения Солженицына и являются основным сюжетом работ, превращая даже самые документальные в часть не репортажа, а романа.
Романа, тема которого — тональность души смотрящей в лицо событиям, внутренний мажор и минор ее звучания. Попытка сделать возможным ее почувствовать, понять, испытать сопереживание и… любовь…» Алексей Титаренко