ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ

Имеют честь пригласить Вас на открытие выставки

Аркадий Шайхет «Начало. 1923–1927»

в рамках Московского Международного фестиваля «Фотобиеннале 2010»

Выставка поддерживается компанией MasterCard

Открытие состоится 29 марта 2010 года в 19:00

Настоящий выставочный проект представляет первый этап профессиональной деятельности «одного из основоположников советского репортажа» Аркадия Шайхета: от первой публикации в журнале «Экран «Рабочей газеты» (1923) до выставки «Советская фотография за 10 лет» (март,1928).

Аркадий Шайхет приехал в Москву в 1922 г., уже владея некоторыми фотографическими навыками, которые он успел получить на Украине, в родном городе Николаев, где до революции существовала целая сеть фотографических ателье и работало фотографическое общество. В Москве Аркадий Шайхет устроился на работу ретушером в фотоателье «Рембрандт», владелец которого А. Ф. Винклер вскоре стал доверять ему и фотосъемку клиентов (так Шайхет познакомится со своей будущей женой). Остановился Шайхет в семье родной тети по материнской линии, ее муж Дмитрий Бразуль-Брешковский, журналист «Рабочей газеты», и посоветовал молодому человеку начать снимать фоторепортажи. Для «Экрана «Рабочей газеты» в 1923 году Шайхет делает репортаж «Дом отдыха в Тарасовке. Физкультура под Москвой» — возможно, это и была его первая публикация. Шайхет снимает события и главных деятелей интернационального рабочего движения: Конгресс Коминтерна и Профинтерна, Клару Цеткин, Григория Зиновьева, Льва Каменева, Льва Троцкого… В ноябре 1923 г. Шайхет переходит в журнал А. Луначарского «Красная нива», а в 1924 г. начинает сотрудничать с изданием профсоюзного движения «Московский пролетарий», в котором его снимки занимают обложки и центральные развороты.

В середине 1924 г. Шайхет знакомится с главным редактором журнала «Огонёк» Михаилом Кольцовым. В 1925 его уже берут в штат журнала после публикации фоторепортажа «Ходоки в приемной М. И. Калинина» (1924). Темы огоньковских репортажей Шайхета — а его снимки печатались буквально в каждом номере — самые разные: борьба с неграмотностью, годовщина смерти Ленина, юбилей Большого театра, парады на Красной площади, жизнь беспризорников, Всесоюзный автомобильный пробег… Итог года работы в журнале подвела знаменитая «Лампочка Ильича», ставшая визитной карточкой фотографа и символом целой эпохи.

В 1926 г. Шайхет становится членом «Ассоциации фотографов», организации, созданной усилиями Леонида Межеричера при Доме Печати, он участвует в первой выставке фоторепортажа, на которой было показано 1000 снимков 30 фотографов. Снимок Шайхета «Пионеры у фотоаппарата» становится первой фотографией первого номера нового специализированного журнала «Советское фото». В этом же году у Шайхета рождается сын, его снимки востребованы в редакциях газет и журналов, участвуют в зарубежных выставках, — фотограф был полон идей и энтузиазма.

Но 24 июня 1927 г. Аркадий Шайхет был арестован органами ОГПУ по обвинению в связях с заграницей и заключен в Бутырскую тюрьму, из его домашнего архива было изъято множество негативов и фотографий. 10 декабря 1927 г. благодаря хлопотам Михаила Кольцова Шайхет был освобожден (реабилитирован в 2006 г., посмертно). Выйдя из тюрьмы, Аркадий Шайхет сразу включился в работу. С января 1928 г. он снова публикуется в «Огоньке», готовит 53 снимка для большой итоговой выставки «Советская фотография за 10 лет», по результатам которой получает Почетный Диплом 1-й степени с формулировкой: «За разносторонность (владение портретным, бытовым, ландшафтным, спортивным и прочим снимком), высокую динамичность и жизненность снимков, сочетание информационной ценности с эстетической значимостью, владение и управление условиями съемки, обдуманность темы, высокую технику обработки снимка».

Многие фотографии сегодняшнего проекта — это снимки Аркадия Шайхета, участвовавшие в этой итоговой выставке 1928 года, это начало работы фотографа, заложившего основы советской визуальной культуры, ставшего «стахановцем, ударником фотографического труда» (А. Лаврентьев), — таким был его старт.

Мария Жотикова-Шайхет

Более подробная информация о выставке и фотографии для прессы расположены на сайте Московского Дома фотографии: www.mdf.ru

Пресс-служба Московского Дома фотографии:

тел.: 231 3325/26/27, факс: 202 4346

Екатерина Финогенова (finogenova@mdf.ru), Татьяна Стрекалова (st@mdf.ru), Мария Георгиева (georgieva@mdf.ru), Екатерина Князева (knjazeva@mdf.ru)