Галерея «Гринберг» представляет выставку современной украинской фотографии «Украина: Экспроприация». В экспозицию вошли произведения пяти авторов: Боб Михайлов, Роман Пятковка, Игорь Чурсин, Саша Курмаз, Денис Кравец, а также двух арт-групп — L∞k (Юлия Полунина, Ольга Ткаченко, Лана Янковская, Николай Кожемяко, Игорь Бельский) и Boba-group (Василиса Незабаром и Юлия Дроздек). Здесь и признанные мастера, и представители молодого поколения, которых объединяет главное: творчество каждого из них является ярким образчиком современной украинской фотографии — явления, энергично заявляющего о себе в арт-пространстве постсоветского мира.
Показанные проекты связывает принцип
Заметное место на выставке занимают работы из знаковой серии «Лурики» Боба Михайлова (р. 1938, Харьков; живет в Берлине) — сегодня, пожалуй, самого известного в мире советского/постсоветского фотографа. Его произведения хранятся в коллекциях Tate Modern, Victoria & Albert Museum, МоМА, Metropolitan Museum of Art и других крупных арт-институций. В основе «Луриков», созданных во времена СССР, лежат типичные снимки из домашних альбомов. Михайлов раскрасил эти кадры в яркие китчевые цвета, что должно было подчеркнуть абсурдность советской системы.
Роман Пятковка (р. 1955, Харьков), еще один известный украинский фотограф, представлен работами из проекта «Советское фото». Серия заняла первое место в разделе «Концептуальная фотография» конкурса Sony World Photography Awards 2013. Эти произведения в Москве показываются впервые. В их основу легло наложение андеграундных, довольно фривольных авторских фотографий советского времени на страницы, обложки и отдельные кадры из журнала «Советское фото». Таким образом фотограф переосмыслил идеологию того исторического этапа. В галерее также представлены работы из проекта «Голодомор. Призраки 30-х годов». В нем Пятковка имитировал портреты людей, пострадавших от сталинских репрессий и голодомора 1932—1933 годов.
В одном ряду с мэтрами находится Игорь Чурсин (р. 1962, Харьков). Его работы хранятся в частных коллекциях Европы и США. «Современные медиа настолько распространены и доступны, что художником становится тот, кто отбирает из бесконечного потока изображений», — уверен автор. В экспозицию вошли работы из проекта «Dasminefotokunst», где использован прием «прямого захвата»: Чурсин позаимствовал из социальных сетей эпатажные снимки чужого авторства и сгруппировал их, тем самым сформировав уже свое индивидуальное высказывание.
Фотограф и концептуальный художник Саша Курмаз (р. 1986, Киев) также оперирует в цифровом поле: проект «Hey» он составил из скриншотов электронных писем. Их главным содержанием стали провокационные изображения обнаженного тела неизвестной девушки, с которой Саша установил связь в сети. Достойный преемник поколения андеграундных советских фотографов, Курмаз осмыслил волнующие его вопросы сексуальности современными методами.
Денис Кравец (р. 1990, Киев) назван «Открытием года» на первой украинской фотопремии «Золотая камера». Совместно с Игорем Чурсиным и Романом Пятковкой он входит в крупное объединение
Группа молодых фотографов L∞k (Юлия Полунина, Ольга Ткаченко, Лана Янковская, Николай Кожемяко, Игорь Бельский) организована в 2012 году и состоит из выпускников творческой мастерской известного украинского арт-деятеля Александра Ляпина. В проекте «ЧКС» («Член. Качество. Скорость») авторы размышляют о балансе индивидуального и общего, о личности и ее месте в социуме. Для достижения наибольшего творческого эффекта они радикально доработали и сочетали между собой экспроприированные из архивов черно-белые документальные фотографии советского времени.
Арт-группу Boba-group создали в 2012 году фотохудожники Василиса Незабаром (р. 1975, Харьков) и Юлия Дроздек (р. 1978, Владивосток; живет в Харькове). Членом коллектива также стал их сын Боб, рожденный в то же время. В основу работ из серии «Военвед» легли негативы, обнаруженные в заброшенном здании Харьковского высшего летного училища. Полуразрушенные портреты героев-фронтовиков Незабаром и Дроздек украсили фрагментами флоры и фауны. Творчески интерпретировав образы летчиков, Boba-group затронула вопрос о памяти в современном мире.
В экспозиции также представлены произведения из независимого проекта Юлии Дроздек «Новоселье. Отчетная». В свои изображения она интегрировала части кадров, выполненных членами Союза фотохудожников Украины (для автора — оплота фотографического консерватизма). Прием подчеркнул противостояние между ценностями разных эпох.
Полифония проектов, собранных в едином выставочном пространстве, позволяет проследить общие параллели в творчестве их авторов и увидеть неразрывную связь поколений украинских фотографов — осознать их как представителей целой школы. Общее прошлое наших стран и во многом — общее настоящее делают эти работы особенно понятными именно российскому зрителю именно в это время.