ФотоДепартамент приглашает на презентацию книги:
Максим Шер. Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс
1 февраля, суббота, 20.00
Место проведения: ФотоДепартамент / ул. Восстания 24, второй двор, пространство “Флигель”
Вход свободный
Презентация книги будет выглядеть как слайд-показ (именно для такого формата слайды изначально и предназначались): на больших экранах перед зрителями в первый и последний раз предстанет широкая выборка из найденного архива – около 400 старых цветных слайдов, не вошедших в книгу. А автор проекта, фотограф Максим Шер, расскажет о том, как неожиданная находка стала книгой, которую можно будет на презентации приобрести по специальной цене.
Отзыв о книге исследователя фотографии и фотографа Дарьи Туминас можно прочитать на сайте Colta.ru
Какие фотографические образы вызывает в нашей памяти период с 1960 по 1985 год в СССР? Какие картинки остались от того времени? С одной стороны – газетно-журнальный официоз, с другой – неофициальная «художественная» фотография, и то, и другое пропитано идеологемами и клише. Но была еще и середина. Когда советский режим немного ослабил контроль за частной жизнью, и одновременно фотографические технологии стали общедоступными, люди увлеклись фотографированием. Многие из нас видели в своих и чужих фотоальбомах эти картинки обычной жизни, поездок на море, новых приобретений – скромный частный мир советского человека. Но частное на то и частное, что мало интересовало кого-то со стороны. К тому же эти картинки не несли никакого манифеста о «разумном, добром и вечном», и поэтому к ним не относились всерьез, не воспринимали как образы времени, как визуальные послания в будущее. Из-за такого отношения многие личные фотоархивы в итоге оказывались на свалке.
Три года назад я случайно обнаружил в одной петербургской коммуналке огромные залежи чужих цветных слайдов. Их авторы умерли, наследники продали коммуналку, и фотоархив вместе с другими ненужными вещами был предназначен на выброс. Сфотографировав вещи и обстановку коммуналки, которые вот-вот должны были исчезнуть навсегда, я начал разбирать фотоархив. Из тысяч изображений я отобрал примерно полторы сотни. Это было археологическое исследование, только вместо костей и черепков – цветные слайды. Теперь находки систематизированы и представлены в виде книги. Последовательность фотографий подчеркнуто недокументальная, нехронологическая, неисторическая. В конце концов, что такое история? Не более, чем набор смутных образов, которые всплывают в сознании в произвольном порядке и по сути являются не более достоверными, чем старые фотографии, собранные в этой книге.
Максим Шер
Об авторе:
Максим Шер родился в 1975 году в Ленинграде, изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах, в 2006 году занялся фотографией. В 2008-м был выдвинут на премию KLM Paul Huf Awards, в 2013 году стал финалистом британской фотографической премии Cord Prize. Участвовал в групповых выставках в России, Австрии, Италии, Словакии и других странах. Персональные выставки “Кронштадт” и “Карс” состоялись в 2008 и 2010 годах в галерее «Фотодепартамент». Совместная с фотографом Егором Заикой выставка «Вид на жительство» прошла в декабре 2012 года в московском Центре современного искусства «Винзавод». В октябре 2013 года в московской галерее «Триумф» была представлена вышедшая в издательстве Treemedia книга художника «Отдаленный, звучащий чуть слышно вечерний вальс».
28 января 2014 года в галерее «Триумф» открывается новая персональная выставка Шера “Карта и территория”, посвященная поиску нового символического языка для осмысления ленинградской блокады. Максим Шер живет и работает в Москве.