Игорь Мухин. Москва, 1996. Авторизованный серебряно-желатиновый отпечаток. Собрание МАММ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку Игоря Мухина — одного из самых ярких и влиятельных современных российских фотографов, с которым МАММ связывают многолетние дружба и сотрудничество. 

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева
Стратегический партнёр музея: Mastercard


Игорь Мухин начал свою творческую деятельность в середине 1980-х, когда советский андеграунд впервые вырвался на поверхность отечественной художественной жизни. Перестройка катализировала рождение нового поколения российских художников, ставших сегодня настоящими звездами отечественного и мирового искусства. 

Диктат советских идеологических и эстетических канонов остается в прошлом, и, освободившись от его давления, фотографы с упоением погружаются в гущу жизни. Мухин идет «от себя»: он попадает во временной зазор между идеологическим заказом советской эпохи и коммерческим заказом — рыночной.

Игорь Мухин — не хроникер в буквальном смысле слова: из его фотографий нельзя собрать иллюстративный ряд к летописи политических, социальных событий. Главным его героем является город и его повседневная жизнь. Политики и прочие первополосные лица попадают в его объектив лишь постольку, поскольку в 1990-е годы политика выплескивается на улицы, где Мухин и ведет свою фотоохоту. Он не работает в режиме горячих новостей. Он фиксирует гораздо более тонкие вещи — новые выражения лиц, новую пластику, новые элементы будничного ландшафта.

С точностью самого чувствительного сейсмографа, Мухин улавливает приметы происходящих в обществе тектонических сдвигов. Зачастую именно он, раньше других, интуитивно угадывает, что станет действительно важным, имеющим долгосрочные последствия. Его казалось бы будничные сюжеты приобретают символическое значение, тем более очевидное сейчас, с исторической дистанции. 

Счастливые целующиеся парочки на улицах, снятые в годы чеченской войны, — лучшая, способная заменить целый трактат иллюстрация многослойности жизни, способности человека одновременно жить словно в разных временных пластах. Фотографии перекопанной вдоль и поперек Москвы — символ эпохи, когда радикально перестраивалась жизнь всего постсоветского пространства.

Августовский путч 1991 года провел окончательную демаркационную черту между советской эпохой и периодом становления новых экономических и политических отношений в России. Постперестроечная жизнь представляла собой вавилонское смешение рудиментов советской экономики, советской эстетики, советского менталитета и рождающейся в муках новой российской реальности, носителем которой прежде всего оказалась молодежь — она и становится главной темой автора в 1990-е годы.

Творчество Игоря Мухина — самое полное и яркое отображение первой декады российского капитализма. На этом этапе оно приобретает филигранную отточенность и кинематографическое переживание времени в рамках статического кадра. Мухин видит мир без фильтров критического или романтического реализма. Обретенная свобода и природно присущая фотографу способность улавливать и концентрировать в кадре энергетику социального пространства и конкретного человека позволили ему создать самый жесткий, яркий и внутренне драматичный образ России и ее столицы на рубеже ХХ—XXI веков.