ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
В РАМКАХ XII Московской международной биеннале
«Мода и стиль в фотографии – 2021»
ПРЕДСТАВЛЯЮТ ВЫСТАВКУ
Здесь цель одна — доставить развлеченье
Фотографы студии Джона Хайнда: Эльмар Людвиг, Эдмунд Негеле, Дэвид Ноубл
Куратор: Мартин Парр
Экспозиция: Анна Зайцева, Мария Лаврова
Стратегический партнер музея: Mastercard
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Звездный фотограф легендарного фотоагентства «Магнум», куратор и коллекционер Мартин Парр заново переоткрывает деятельность ирландской фотостудии Джона Хайнда, которая навсегда изменила представление об искусстве открытки. На выставке показаны фотографии Эльмара Людвига, Эдмунда Негеле и Дэвида Ноубла, работавших в студии в 1960–1970-е годы. Снимки обожаемых англичанами центров отдыха «Батлинс» предназначались для создания открыток и являются блестящим примером непревзойденного мастерства фотографов студии Хайнда. По словам Мартина Парра, «это самые выразительные фотографии Великобритании шестидесятых и семидесятых годов», которые во многом сформировали и его собственный визуальный язык.
Центры «Батлинc» произвели настоящую революцию в сфере отдыха — любимая многими модель «все включено» появилась именно здесь благодаря их создателю — британскому предпринимателю Билли Батлину. Идея открыть лагерь с комплексным подходом к обслуживанию возникла у него во время неудачного отдыха на острове Барри в Уэльсе, когда дождливым вечером он не смог попасть в закрытый на ночь семейный пансион, где проводил отпуск. Тогда Батлин решил создать центр, в котором семьи могли бы отдыхать, не беспокоясь о причудах английского климата.
Первый курортный комплекс был открыт еще в 1936 году (в те же годы впервые появилась норма об оплачиваемом отпуске для работающих англичан), однако во Вторую мировую войну его изъяли под тренировочный лагерь для солдат. Послевоенное время стало золотой эпохой клубов Батлина, предлагавших отдых, доступный всем. Здесь была горячая вода, свет и трехразовое питание — все то, чего не было в домах у многих постояльцев, а также всевозможные развлечения: от бальных танцев до катания на монорельсе.
Клубы пользовались бешеной популярностью — многие из десяти миллионов англичан приезжали туда по несколько раз. Сам Батлин хотел, чтобы в его центрах царила «добродушная и расслабленная атмосфера», о чем свидетельствует выбранный им слоган: «Здесь цель одна — доставить развлеченье». Эту фразу он увидел на ярмарке на уличном органе и лишь много лет спустя узнал в ней цитату из комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
В 1965 году, желая обновить образ своих курортных комплексов, Билли Батлин обратился к английскому фотографу Джону Хайнду — пионеру цветной фотографии, который в 1956 году основал собственную фирму по производству открыток. Перфекционист Хайнд постоянно искал новые технические решения, и его продукция во многом превосходила товары конкурентов. Публике очень нравились яркие, насыщенные цвета его открыток, и к середине 1960-х годов компания Хайнда являлась одной из крупнейших в мире по их производству. В 1965 году он перестал фотографировать сам и нанял для выполнения заказа Батлина двух молодых немецких фотографов Эдмунда Негеле и Эльмара Людвига, а чуть позже англичанина Дэвида Ноубла, которые должны были создать открытки для продажи отдыхающим.
Фотографы студии Хайнда неукоснительно следовали четко сформулированному им стилю. Красочные снимки отличались новаторским использованием цвета и тщательно проработанной композицией. В процессе обработки многие из них частично раскрашивались вручную, например, одежде придавали более яркие цвета, а на небе дорисовывали облака. Созданный фотографами Джона Хайнда вымышленный мир оказал значительное влияние на мир реальный.
По признанию Мартина Парра, фотографии студии Хайнда «стали частью коллективного бессознательного, но ни один историк фотографии не отвел им того места, которого они заслуживают». «Популяризация этих фотографий — мой долг, — продолжает фотограф. — Я испытал настоящий шок, когда открыл их для себя в 1971 году, — с того момента они со мной навсегда. Все они обладают качествами действительно хороших фотографий: они занимательны, актуальны, представляют социологический и исторический интерес. Мы знаем, сколько в них вложено труда, но при этом кажется, что снимки сделаны невзначай. Как всегда, у Хайнда, они рисуют идеализированный мир — и несбыточная мечта о нем с течением времени становится все более притягательной».
На выставке использованы тексты интервью фотографов Дэвиду Ли, опубликованные в книге Our True Intent Is All for Your Delight (Chris Boot. Лондон, 2002).