От автора
Мир, нетронутый и неоскверненный человеком, – это мир неописуемой красоты и чуда, наполненный светом и покоем. Чудо жизни раскрывается перед нашими глазами и становится видимой нитью в ткани мироздания. Весь наш мир, каждая живая клетка, каждый камень и капля воды, даже воздух и свет вокруг нас, отражают величие и присутствие Создателя и призывают нас откликнуться с изумлением и хвалой.
Фотография – это выражение мира, в котором мы живем, и того, что мы видим и переживаем. Многие современные фотографии кажутся полными негатива, искаженных и озлобленных вещей. То, что эти негативные вещи и представления существуют сейчас в мире вместе с нами, неоспоримо, но я твердо уверен, что нет необходимости давать им жизненную энергию и силу. Слишком часто, попытки изобразить сакральность природы осуждают за наивность или простоту, называют бесперспективными и визуально примитивными. Так быть не должно.
Цель моей фотографии – дать краткий, хотя и несколько завуалированный взгляд на этот ясный и великолепный мир света и силы. Насколько эти фотографии помогают показать этот путь, настолько они достигают своей цели.
Цибахром
Черно-белая фотопленка производства компании Kodak появилась на рынке в 1885 году и произвела фурор в среде фото-энтузиастов. Она была легкая, гибкая, по качеству практически не уступала стеклянным пластинам и позволяла использовать камеру гораздо меньших размеров. Следующим шагом на пути прогресса, стало появление в 1903 году процесса Autochrome, который давал возможность получить стеклянную пластину с цветным изображением.
В 1936 году Eastman Kodak в очередной раз удивила фотосообщество представив цветную слайдовую пленку Kodachrome. За ней последовала Agfa со своей Color Neu. Эти пленки позволяли получить позитивные цветные слайды с насыщенной цветопередачей и высокой резкостью. Они моментально стали хитом, но их использование в киносъемке и фотографии ограничивалось проекцией. Для печати приходилось производить интернегатив и печатать по стандартной негативной технологии. Это создавало множество неудобств. К тому же, негативы второго поколения не могли похвастаться первоначальным качеством изображения.
Время шло, Kodachrome сменил Ektachrome с большей насыщенностью и оптимизированным процессом проявки E6, но рынку требовался прямой позитивный процесс для получения отпечатка. Благодаря стараниям Ilford и Ciba AG, в начале 1960-х годов был запущен процесс печати под названием Cibachrome.
В отличии от классического негативного процесса, где области получившие засветку, при действии проявителя темнеют и приобретают оттенки, которые формируют конечное изображение, в случае с Cibachrome, все происходит наоборот: в бумагу уже встроены все красители (13 слоев), которые разрушаются под действием света и химикатов. Вкупе со стойкой полиэстеровой основой, это придает изображению непревзойденную стойкость к выцветанию и невероятно насыщенные цвета. Сама бумага имеет высокий контраст, поэтому для печати обычно используются либо менее контрастные позитивы, либо контактные маски. Применяются классические инструменты Dodge и Burn. Но в этом процессе их роли противоположны: Dodge – затемняет, а Burn – высветляет участки. Проявка бумаги может проходить как в протяжной машине, так и в роторной машине типа Jobo поэтапно:
1. Черно-белое проявление
2. Отбелка засвеченных участков
3. Фиксирование изображения
Следует отметить, что в начале 2000-х бумагу Cibachrome использовали для печати в LightJet принтерах, где цифровое изображение проецируется с помощью лазера. Однако, другие цифровые методы оказались более дешевыми и простыми, поэтому интерес к Cibachrome в этой области угас.
Первый выкуп технологии у Ilford состоялся в 2005 году. Токийская компания Oji Paper, которая приобрела права на владение, не смогла полностью восстановить покупательский спрос. Поэтому процессом начали заниматься Paradigm Global Partners LLP. Но в 2011 году Paradigm заявили, что из-за низкого уровня продаж прекращают выпуск бумаги и химии для проявки. Компания объявила финальный производственный цикл и, как следствие, последнюю возможность заказать свежей Ciba.
Огромные запасы бумаги были распроданы по всему миру. А так как фотобумага в морозильной камере могла храниться до десяти лет, это означало, что, если химия для процесса не исчезнет с полок, то и Cibachrome, в обозримом будущем, будет жить. Но, как часто бывает, все пошло не по плану. В 2013 году выпуск химии прекратили. В отличие от бумаги, растворы нельзя замораживать, и хранятся они куда хуже. Два года ситуация находилось в подвешенном состоянии, прежде чем появились хорошие новости: один из бывших химиков Ilford смог заново запустить производство проявляющих веществ, и в 2015 на рынок вышли наборы P3/P3X. Помимо своей свежести они поставлялись в сухом виде, что сильно продлевало жизнь химии.
Таким образом, Cibachrome дожил до наших дней. А благодаря стабильной рецептуре, будет делать это еще долгие годы. И хотя новые работы перестанут выходить в свет, Cibachrome продолжит быть вершиной технических достижений в области фотографии.
Кристофер Беркетт
Родился в 1951 году и вырос в регионе Тихоокеанского Северо-Запада США. В 1975 году, будучи послушником Христианского ордена, заинтересовался фотографией как средством выражения изящества, света и красоты, которые он видел в мире природы. В течение последующих двадцати лет он постепенно совершенствовал свое ремесло, с целью использовать фотографию как средство выражения сокровенных чувств и вдохновения.
В 1979 году Беркетт покинул братство, чтобы заняться фотографией, и женился на своей спутнице Рут. Он изучил процесс офсетной печати, работу четырехцветных печатных станков и лазерных сканеров для создания детализированного цветоделения. Эти годы опыта в полиграфии помогли ему развить тонкое чутье распознавания цвета и дали глубокое понимание принципов воспроизведения цвета и тона. Сегодня он работает исключительно с цветной диапозитивной пленкой 8x10 дюймов.
Сегодня Беркетт много путешествует по Соединенным Штатам, чтобы фотографировать. Мастерство печати и многочисленные выставки быстро принесли ему международное признание. Его фотографии представлены во многих государственных и частных коллекциях изобразительного искусства.
Для работы с листами 8x10 дюймов он использует камеру Calumet C1, штатив Sachtler Video18S и объективы Rodenstock Apo-Sinaron S 300 мм, Nikkor M 450 мм, Fujinon C 600 мм и Schneider Apo-Tele-Xenar 800 мм; Hasselblad, 2 Hass боди 205TCC и объективы CFI 100 мм, CFI 120 мм, CFE 180 мм, CFE Superachromat 250 мм, TPP Tele-Superachromat 300 мм и CFE Tele-Superachromat 350 мм. Чаще всего он снимает на пленки Fuji – Provia 100F RDP III и Velvia 50 RVP.