Ги Бурден Снимок для каталога Шарля Журдана, 1977 г. © The Guy Bourdin Estate 2021 | Courtesy of Louise Alexander Gallery

В Дни Эрмитажа — 2021, ежегодно проводимые в честь св. Екатерины, покровительницы музея, с 12 декабря в Главном штабе открывается выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Фондом Still Art.

Экспозиция рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX — XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена и других авторов, уже ставших классиками.

Как отмечает Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Эрмитаж много занимается историей костюма (то есть модой) и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов». «Я благодарна Эрмитажу за сотрудничество, в результате которого появилась возможность в моем родном городе и его главном музее показать культовые работы из собрания Фонда (который управляет на сегодняшний день самым масштабным собранием западной fashion-фотографии ХХ-ХХI веков в России). Я рада, что гости выставки увидят оригинальные работы признанных мировых фотографов, и надеюсь, что этот важный для Фонда и меня лично выставочный проект вызовет искренний интерес посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии в России», — комментирует Елена Николаевна Карисалова, основатель Фонда Still Art.

Эрвин Блюменфельд Олений глаз. Джин Пэтчетт Снимок для американского издания журнала Vogue за январь 1950 года © Erwin Blumenfeld Estate | Courtesy Edwynn Houk Gallery, New York

«Фотография не так давно попала в музейные стены. Понимаемая как „общедоступное искусство“, она казалась чем-то несерьезным, преходящим. В конце XX века музеи осознали ее ценность для культуры и принялись строить хранилища для фотоколлекций. В Эрмитаже есть немало исторических снимков, которые на наших глазах были осознаны как самостоятельный материал. В последние годы в музее прошли выставки Сесила Битона, Кандиды Хефер, Стива Маккарри, братьев Хенкиных. Некоторые снимки попали в собрание музея», — подчеркивает Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа.

В конце XX — начале XXI веков модная индустрия приобретает все больший масштаб, а феномен моды и модного образа переживает резкий взлет и становится предметом глубокой философской и культурной рефлексии. Современная мода — это работа с проекцией чужих желаний, мнений, предрассудков и амбиций, а модная фотография — лаборатория, в которой эта работа происходит. Критики признают, что в XX веке мода и модная фотография становятся практически неотделимы, создавая одно общее пространство: зрелищные проекты развиваются на разворотах глянцевых журналов, со страниц прессы грандиозная фантазия мира «фэшн» обольщает и искушает, формулы модного языка оттачиваются в снимках и фотопроектах.

Шейла Мецнер Ума в платье от Жана Пату, 1986 г. © Sheila Metzner

Самая ранняя из представленных на выставке работа — классический авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста — яркий символ Европы между двумя мировыми войнами. Он станет своеобразной начальной точкой отсчета истории модной индустрии: война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности. Вместе с тем, высокая мода по мере глобализации рынка и развития масс-медиа все больше осознавала себя как сферу фантазий и амбиций. Совместно с фотографией она создавала желанные образы, в которых универсальность языка сочетается с недоступностью мечты.

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой — завоевывает позиции в сфере популярной культуры. Работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна, выполненные для обложек «Vogue» в 1950 году, расшатывают представление о коммерческой функции модного снимка: они выглядят не столько как реклама одежды в привычном для современников смысле, сколько как самостоятельное произведение искусства. Постепенно, с ростом благосостояния и притоком капитала в индустрию, модные съемки становятся все более масштабными и дорогостоящими, а фантазии фотографов — все более причудливыми. Символом амбиций и напора модной съемки этого десятилетия становятся серии Ричарда Аведона, сделанные в экзотических уголках мира. С 1970-х годов модная фотография начинает аккумулировать мрачную и подчас протестную энергию субкультур — особенно ярко мотивы вуайеризма, эротики выразились в снимках Хельмута Ньютона. К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен «супермодели»: героини обложек журналов получают колоссальный капитал публичности и почитаются наравне с кинозвездами. Снимок Херба Ритца с пятью супермоделями (1989) отражает этот новый статус моделей как селебрити. В 1990-е годы догматичному языку традиционного глянца молодые модные фотографы противопоставляют непринужденность, постмодернистский юмор, прямоту и дерзость интонаций. Сегодня модная индустрия не просто играет с тенденциями, производя привлекающие внимание символы, она постоянно переосмысляет свой изобразительный канон, этические и эстетические законы.

Майлз Олдридж Безумно богатые азиаты №1. 2013 г. © Miles Aldridge | Courtesy of Christophe Guye Galerie


Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». Куратор выставки — Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства. К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, авторы текстов: Д. Ю. Озерков, Н. Э. Григорьева-Литвинская, Д. А. Панайотти, Н. Хершдорфер.

Проект «Эрмитаж 20/21»

Проект Государственного Эрмитажа существует с 2007 года и посвящен изучению и экспонированию мирового современного искусства, в рамках которого происходит формирование коллекции современного искусства музея. Выставочная часть проекта включает в себя пять основных направлений: персональные выставки признанных классиков современного искусства, групповые выставки молодых художников разных стран, архитектурные выставки, выставки фотографии, проект «Скульптура в Большом дворе Зимнего дворца». В рамках образовательной программы проходят встречи с художниками и кураторами, круглые столы и мастер-классы. За время работы проекта состоялось более сорока выставок.

Сайт: www.hermitagemuseum.org
Instagram: @hermitage20_21

Фонд Still Art

Фонд, основанный Еленой Карисаловой в 2018 году, управляет самым масштабным собранием западной fashion-фотографии XX-XXI веков в России. С 2019 года фонд ведет образовательную, издательскую и выставочную деятельность в области фотографического искусства и активно поддерживает российскую fashion-фотографию. Куратор коллекции Фонда Still Art — Наталья Эдуардовна Григорьева-Литвинская, основатель Галереи Люмьер. Сайт: www. stillfoundation. art Instagram: @stillartfoundation

Ги Бурден Календарь Pentax за январь 1980 года © The Guy Bourdin Estate 2021 | Courtesy of Louise Alexander Gallery

Жан-Мари Перье Карл Лагерфельд. Гамбург, май 1995 г. © Jean-Marie Périer