Георгий Первов «Двумирия» (Totalrealism)
Открытие выставки 7 апреля в 19.00.
Осень 2001 года. Мое одиночество почти перешло в депрессию. Неприкаянный мир бесхозных московских улиц был созвучен миру внутри меня. Враждебное городское окружение и разлад с самим собой выразились в своеобразной гармонии – совмещении несовместимого в создаваемых произведениях.
В таких условиях стал создаваться проект «Двумирия». Он продолжал развиваться по ходу моего основного направления в творчестве, но стоял несколько особняком. Даже после того, как я осознал предмет своего интереса в фотоискусстве и обозначил приоритеты, оставалась эта своего рода лакуна, свободная от тоталитаризма реальности.
Извечное стремление к простоте, естественности, подлинности, единовременно сосуществует с силами энтропии, «множащими сущности без надобности» во имя иллюзии большей убедительности. Художник становится инструментом этих разнонаправленных векторов, а творчество в общем случае являет собой симбиоз лукавства и искренности.
Аберрации современного сознания достигли своего предела. Простая констатация факта (архифакта) приводит постмодернистское сознание к замешательству, к панике, напряженной рефлексии. Искренность кажется глупостью, ясность – неизощренностью, интерес – спекуляцией, простота – примитивностью, незаурядность – кичем.
Доискиваясь до сути, мы впадаем в новую крайность, воспринимая границы фотографии в качестве кавычек изображения: «путь природы легок и прост, но люди предпочитают искусственность и запутанность». Я тоже заражен болезнями своего времени, но пытаюсь излечиваться по-своему. Одни средства более эффективны, другие – менее, одни остаются, другие отмирают. Проект «Двумирия» сродни переднему краю поля битвы и несет в себе полярные вышеперечисленные тенденции. В нем воочию проявлены разные точки видения, наносное и сущностное, надуманное и естественное, хаос и порядок.
Не смотря на то, что представленные произведения не могут считаться в полном смысле «реалистическими фотокартинами» и не вполне соответствуют, в частности, устремлениям тоталреализма, я все-таки маркирую их как неотъемлемые части своего Большого проекта. По внешним признакам сопоставлять реалистическое современное искусство с привычно представляемым реализмом (а это, как правило, реализм прошлого) не лучшая затея, если учесть почти столетний исторический провал и фактическую дегенерацию фундаментальной системы искусства в ХХ веке.
Изобразительный язык прошлого не сводим к описанию современности, он являет вопиющий диссонанс с нашим повседневным столкновением с жизнью, с теми формами и явлениями, которые существуют в усложнившемся мире. Необходимы новые языки реалистического современного искусства как альтернатива и оппозиция доминированию пустоязычия безобразного современного искусства.
Каждый выставляемый проект в парадигме тоталреализма подразумевается как аттрактор, энергетический целеполагающий узел, содержащий в себе возможность инициации новых прогрессивных тенденций. Будем считать возможные некоторые отклонения от заданного курса крайними точками для роста нового. Вечный поиск и вечное единство в борьбе противоположностей продолжается…
Георгий Первов, 16 марта 2008
Куратор: Нина Левитина
Проект представлен музеем «Московский Дом фотографии» при поддержке Банка Сосьете Женераль Восток