Ксавье Зимбардо «Сакральность цвета» / Xavier Zimbardo « Le sacre des couleurs »
Открытие 4 апреля 2008 года в 19:00.
Ксавье Зимбардо «Освящение красок»
Гений видений
С тех пор как двадцать лет назад Ксавье Зимбардо покинул сферу Слова, где его удерживала его профессия преподавателя, и полностью посвятил себя своему призванию создателя изображений, он накопил ослепительную коллекцию фотографических творений - плод его путешествий по континентам и мирам. Его произведения ничего не имеют общего со снимками фоторепортажей документальных, жанровых, пейзажных или экзотических. Каждое из его изображений предстает перед нами как явление, возникающее благодаря тому, что в пространство реальности вторгается воображаемое, в нем действуют случайность и экспромты вдохновения.
В его творческой биографии одно событие имело в этом отношении решающее значение : его встреча в 1992 году с Индией, а точнее с индийской глубинкой, в Уттар Прадеш, недалеко от Матхуры, где он присутствовал на праздновании Холи. Этот традиционный праздник весны, плодородия и любви, отмечающийся ежегодно под знаком Кришны в полнолуние весеннего равноденствия, собирает в течение нескольких дней и ночей огромные толпы народа, охваченного ритуальным возбуждением, и призван стимулировать жизненные силы общины. Мирча Элиаде, долго живший в Индии, писал:"Праздник Холи сохранял до недавнего времени все атрибуты коллективной оргии, доведенной до исступления, его цель -возбудить и умножить до максимума репродуктивные и созидательные силы всей природы. Всякий стыд в тот момент забыт, так как речь идет о вещи несоизмеримой по важности с соблюдением правил приличия и обычаев: о том, чтобы обеспечить непрерывность жизни". И опять парадоксальный эффект: для того чтобы получить заряд смысла и жизненной силы, дух должен пройти через мощную разрядку жизненной энергии.
Хотя масштаб и исступление плотского разгула, которые еще не так давно имели место при праздновании Холи, сегодня носят скорее символический чем реальный характер, тем не менее еще и сегодня в этом празднике остро ощущается оргиастический блеск. В разгаре освящения весны и любви толпа священнодействующих окропляет себя водой, окрашенной красными цветами Ашока, водой цвета той крови, которая течет по нашим жилам и орошает нашу плоть. Она символ жизненной силы, временными инкарнациями которой мы всего лишь являемся. Красен и цвет чувств, зовущих к соитию, цвет того физического притяжения тел, которое на время праздника общим рвением освобождается от всех запретов и ограничений повседневности.
Эта необычная, почти алхимическая способность передвигаться с сей стороны на ту сторону воспринятого глазом изображения, играть с реальностью как с иллюзией и наоборот, измываться над негативом, чтобы освятить позитив, способность помещать невидимое в кадр видимого, прослеживается так или иначе во всем разнообразии тем и предметов, вдохновляющих его на съемку. Фотография служит для него незаменимым способом утверждать свою жажду бытия и становления.
В последнее время Ксавье Зимбардо несколько раз опять возвращался в Индию как в паломничество и привозил оттуда новые снимки, схваченные мгновения восторга, которые являются продолжением и мелодическими вариациями его первых видений Холи. Галерея Альбера Бенаму представляет на выставке некоторые из этих необыкновенно ярких изображений на тему «Освящение красок». Каждый сможет лично убедиться в том, как работает гений видений, присутствующий во всем фотографическом творчестве Ксавье Зимбардо.
Жорж Марбек
Проект представлен Galerie Albert Benamou, Париж, при поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве