В рамках "Фотобиеннале 2008".
Братья Люмьер: Ранний цвет (автохромы) / Autochromes Lumière
Открытие 1 апреля 2008 года в 19:00

Фотография – семейное дело Люмьеров
Семья фотопромышленнков

Люмьеры: семейный обед, 1910 Луи Люмьер – сидит у дерева, Огюст (в фуражке) – стоит возле стола Автохром братьев Люмьер ©
Антуан Люмьер родился в департаменте Haute-Saone /От-Сон в 1840 г. В 1862 году в г.Безансоне он решает заняться фотографическим портретом, хотя до этого расписывал вывески. В этом же году у него родился сын Огюст, первый из шести детей, а в1864 г. второй сын Луи. Фотография тогда была в большой моде, но начинать дело оказалось нелегко, и Антуан в конце 1870г принимает решение переехать в более крупный город. Выбор его падает на Лион. В Лионе он открывает фотографическую студию и репутация его быстро растет. Он снимает портреты как простых жителей города, так и важных лионских чиновников, посещающих его мастерскую. Его дело быстро становится успешным коммерческим предприятием. Но Антуан Люмьер решительно смотрит в будущее, входит в курс всех последних нововведений в области фотографии и предвидит в этой области революцию; он понимает, что очень скоро и неизбежно фотография перестанет быть чисто профессиональным делом, а станет доступна всем любителям.

До 1880-х годов фотографии получались при помощи сложной техники с сырым коллодиумом, что было недоступно любителям. Эта техника предполагала, что фотограф сам производит эмульсию. Он должен был ее наносить на стеклянную пластину непосредственно перед съемкой и сразу проявлять, что затрудняло фотографирование за пределами студии. Появление первых сухих пластин, покрытых желатиновой эмульсией бромистого серебра – настоящая революция, так как фотография становится доступной всем: пластины можно производить задолго до момента съемки, их можно хранить с латентным изображением и проявлять через длительное время после съемки. Значит, это не обязательно должен делать сам пользователь.

Антуан Люмьер бросается на этот новый путь и году в 1881 решает производить собственные сухие пластины, основываясь на формулах, опубликованных в журналах по фотографии. Тут в этот процесс включаются его двое сыновей и, главным образом Луи. Придя на смену отцу, он умудряется не только воспроизвести первоначальную формулу, но и усовершенствовать ее; он изобретает новую эмульсию, более стабильную и лучшую как по качеству изображения, так и по скорости. Простота производства готовой к употреблению эмульсии позволяла организовать ее промышленное производство.

Так родилась мгновенная пластина Голубая этикетка: это базовое изобретение решит судьбу семьи Люмьеров. Простота использования пластины и скорость фотографирования способствуют демократизации фотографии. Больше не надо было быть химиком, достаточно было обладать фотоаппаратом. Продажа пластин, произведенных силами семьи в самой студии, имела такой успех, что вскоре стало невозможно удовлетворять растущий спрос. В 1882 году в целях производства в промышленных масштабах Антуан Люмьер создает в квартале Лиона Монплезир первую мануфактуру, вскоре превращенную в завод. Оба брата Люмьер организуют в нем разделение производства на разные этапы и создают множество специальных машин для экономии рабочей силы. Они идут в ногу с прогрессом и для того, чтобы разнообразить виды деятельности, начинают производство чувствительной бумаги и химикатов для проявления. Так возникло самое крупное в Европе заведение по производству фотографических продуктов; оно просуществует до начала 1970-х годов.

Но братья Люмьер не ограничиваются только ролью управляющих и промышленников. Инфраструктура их Общества становится естественным продолжением гения этих неутомимых исследователей и дает им необходимые средства для внедрения их изобретений. В таком благоприятном контексте они дарят миру два важнейших изобретения: в 1895 году Синематограф для живых картинок и затем в 1907 году Автохром для цветной фотографии.

Через десять лет после открытия своего дела в Лионе Антуан Люмьер оставляет профессию фотографа и становится фотопромышленником на семейном предприятии, которым управляют его два сына. Таким образом фотография остается как и прежде источником дохода для семьи Люмьер, но их деятельность стала намного шире и оборот достигает теперь гигантских размеров. Процесс фотографирования перестает быть работой для зарабатывания на жизнь, а становится увлечением или способом экспериментировать с различной продукцией предприятия. Вся эта деятельность все больше концентрируется в кругу семьи, которая с 1890 –х годов увеличивается за счет нового поколения: детей братьев Люмьер и их сестер Жанны, Джульетты и Франс.

Семейная фотография

Сюзанна, Мадлен и Андре (кузины братьев Люмьер) на берегу залива реки Лек недалеко от города Ля Сиота. 1910 Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière / Famille
Сюзанна, Мадлен и Андре (кузины братьев Люмьер) на берегу залива реки Лек недалеко от города Ля Сиота. 1910 Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière / Famille
На границе веков члены семьи Люмьер снимают свою повседневную жизнь и свои поездки в отпуск благодаря фоточувствительной эмульсии, которую производит их завод. Сначала они это делают на пластинах N&B, потом с помощью Синематографа и, наконец, на пластинах Автохром.

Если все тридцать фильмов, или как их называли "живые картинки" Синематографа, с Люмьерами в качестве действующих лиц обошли весь земной шар, т.к. их везде показывали и продавали, то они оставались анонимными. Нигде не было указано, что пара "фигурантов", которая кормит младенца в фильме Кормление ребенка, это Огюст Люмьер с женой и дочерью Андре… Но свои фотографии они делали исключительно для своего семейного круга.

Такова личная коллекция Луи Люмьера, к которой относятся Автохромы, представленные на этой выставке. Мы видим Люмьеров в Ля Сиота или в квартале Лиона Монплезир и становимся свидетелями частной жизни этой необычной семьи, о которой обычно судят по суровым официальным портретам. Благодаря этим снимкам, мы как бы участвуем в их образе жизни, вполне обеспеченном, но в то же время преисполненном самых простых радостей и сосредоточенном на семейном единстве и на любви к семье и детям.

Эти снимки не подписаны ни Огюстом, ни Луи, ни Антуаном. Некоторые из них могут быть сделаны той или иной сестрой, или супругой, например Маргаритой. Хоть это и позволяет нам говорить об этих изображениях как о коллективном творчестве для сохранения семейной памяти, тем не менее во всех этих фотографиях прослеживается определенное единство. Сходство происходит, разумеется, от того, что все члены семьи научились снимать по указаниям отца, основателя династии Люмьеров, но еще и благодаря фотографической техники, свойственной этому методу. В противоположность семейным фотографиям, снятым способом N&B при помощи стереоскопичного, легкого и послушного Вераскопа, которому не нужны ни штатив, ни фокусировка, и который позволяет снимать непосредственно саму жизнь, Автохром требовал длительной выдержки, а с выдержкой в секунду уже моментального снимка не получится. Это фотографии, где надо замирать на время выдержки, естественно напрашиваются на постановку: хочется расположить модель или модели в кадре. Кроме того, сам способ передачи цветов приводит к общей для них для всех эстетике: при постановке требуются цветные аксессуары, позволяющие сыграть на дополнительности цветов, выделить тот или иной цвет, чтобы сделать его более явным. Часто вводятся красные пятна в виде шляпы, зонтика или одежды для противопоставления с зеленью на заднем плане.

Этих фотографии еще объединены персонажами, так как изображают членов одной семьи. Интересно отметить, что они в большинстве своем были сняты за довольно короткий период, между 1907 и 1913 годами. Хоть этот период и соответствует юности самых частых моделей, Сюзанны, Андре и Мадлен, дочерей и племянниц Луи и Огюста Люмьер, это не значит, что семейное единство позднее разрушилось из-за браков, затруднивших встречи. К сожалению, именно объявление войны, за которым последовал целый ряд трагических гибелей, объясняет, почему прекратилась практика семейной фотографии…

Эти семейные Автохромы тем более ценны для нас, что они свидетельствуют о дважды завершившейся эпохе: мы в них наблюдаем запечатленные в переливающихся красках жизни последние счастливые моменты в жизни семьи, и они являются последним украшением страницы, перевернутой с первым мировым конфликтом в Истории.

АВТОХРОМЫ ЛЮМЬЕРА, ПЕРВЫЕ ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ

1903-1907 Изобретение цветной фотографии по технологии Автохрома

В июне 1907 г на рынке появляется первая коммерческая технология для получения цветной фотографии. Впервые в мире фотографическое воспроизведение цвета оказалось доступно как любителям, так и профессионалам.

Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière
Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière
Распространив использование сухих желатино-бромовых пластин, братья Люмьер сильно способствовали тому, чтобы черно-белая фотография, прежде доступная только профессионалам, стала доступной и любителям.

Следуя той же логике, они пытались сделать также доступной любителям первый лепет цветной фотографии.

Они разработали собственную технологию трехцветного синтеза косвенным методом. Однако три последовательные съемки, каждая через цветной фильтр для отбора цвета, делали этот метод пригодным только для фотографирования абсолютно неподвижных объектов. Кроме того, число необходимых лабораторных этапов для того, чтобы получить конечный снимок точным наложением 3-х монохромных позитивов, отпугивало любителей.

Для того, чтобы можно было получить цветной снимок в один этап, около 1900 года Луи Люмьер решает поместить все цветные фильтры на одной пластине, что позволило бы производить как отбор цветов при съемке, так и их синтез при видении. Ему это удается в декабре 1903, дата получения авторского свидетельства на пластину с инкорпорированным трехцветным экраном для разделения цветных излучений света. Пластину назовут Автохром, или Самоцвет.

Эта трихромная решетка состоит из миллиона микроскопических зерен картофельного крахмала, покрашенных в три цвета, каждый действующий как соответствующий фильтр. Эту смесь наносят на стеклянную пластину, покрытую лаком, и покрывают сверху черно-белой эмульсией. Полученная таким образом пластина готова к употреблению и для ее проявления – схожего с проявлением черно-белой пластины того времени – нет надобности производить инверсию негатива в позитив. Если смотреть через нее на свет, этот стеклянный диапозитив позволяет увидеть через эмульсию только те зерна крахмала, которые соответствуют цвету объекта. Только взгляд на изображение в целом позволяет, благодаря оптическому смешению, восстановить все нюансы, возникающие от сопоставления множества разнородных цветных точек.

Луи Люмьеру понадобится еще четыре года, чтобы оптимизировать процесс и внедрить сложный комплекс промышленного производства таких пластин.

1907 – Мир наконец разноцветный

Ценой семилетних трудов Луи Люмьер достиг своей цели, разработав простую в применении технологию для получения конечного фотографического изображения, которая могла бы восстанавливать цвета.

Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière
Автохром братьев Люмьер © Institut Lumière
Результат оказался достойный потраченных усилий: отныне стало возможно производить промышленным способом (до 6000 пластин в день) пластины, простые в употреблении, позволяющие получить при одноразовом фотографировании цветное изображение. Эта технология в течение почти 30 лет, вплоть до появления технологий нанесения химических цветов на пленку, окажется единственным способом изображать на фотографии голубой цвет неба или цвет лица девушки. Тысячи фотографий во всем мире были сделаны таким способом. Качество сохранности цвета позволяет нам даже сегодня оценить красоту этих снимков из прошлого.

Эстетика изображений, полученных при помощи технологии Автохром, находится на полпути между фотографией и живописью из-за пуэнтилистического эффекта, полученного благодаря видимым зернышкам крахмала, а также из-за выбранных тем. Относительная непрозрачность сетки крахмала требует удлинения время выдержки, и, если пластина достаточно чувствительна, чтобы фиксировать позу живого существа, она не может схватить его в движении. Таким образом статичность этих изображений приближает их к живописи. Это не абсолютно моментальный снимок, а изображение застывшего мгновения, украшенного цветовым впечатлением, полученным от многочисленных пигментных мазков, положенных кистью света. Кроме того, каждое изображение единственное, так как это диапозитив. Эта специфика наполняет Автохром совсем особым эмоциональным и эстетическим зарядом, делая из него живописную фотографию.

Луи Люмьер считал Автохром шедевром среди всех своих изобретений. Заслужено, ибо нам сегодня немыслимо видеть мир, зафиксированный только черно-белым, а до изобретения Автохрома иначе и быть не могло…

Проект представлен Институтом Люмьер, Лион
При поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве и компании MasterCard