Неизвестный фотограф. Освящение фундамента и строительства Гимназии и реального училища К. И. Мая 31 октября 1910 г.
Желатиносеребряный отпечаток. 20,6х28,0 см.
Собрание ЦВК Béton

Центр визуальной культуры Béton представляет уникальную выставку «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков». В экспозиции будут представлены около ста фотографий — оригинальные аутентичные работы, начиная с дагеротипов 1840-х годов до отпечатков 1910-х. На снимках — виды российских городов, портреты людей и жанровые сцены.

У города N нет координат. Авторы проекта умышленно избегают привязки к местности. География условна, портреты горожан обезличены. Такой подход позволяет создать собирательный образ русской провинции и людей, которые в ней проживают.

Русскую провинцию второй половины 19 века художники поэтизировали, а литераторы чаще высмеивали и обличали. Некоторые же то и другое вместе. Но все видели одно и то же: старину и её пережитки. Устои, порядки, обычаи, патриархальность, нежелание перемен. Отсутствие времени. Кто ратовал за прогресс видел в том архаизм, а кто искал корни и самобытность — умилялся. Причин такому положению дел множество.

Венингер И. 1840
Дагеротип. 17,0х13,0 см.
Собрание ЦВК Béton

Провинция менялась (не только фабрики, но и железные дороги, электрические фонари, мощёные улицы, публичные библиотеки и театры...). Но великие реформы изменили облик страны не в одночасье. Новшества вводились и приживались постепенно и подолгу. И если в столицах и крупных городах, перемен ждали, возмущались тому, что приходят они медленно, и стремились ускорить, то в провинции дело обстояло иначе. Слом традиционного уклада не всегда приносил сиюминутную пользу. Зачастую он приводил к появлению новых проблем, которым ещё следовало найти решение. Поэтому к новому порой относились настороженно и стремились встроить перемены в привычный порядок.

Выставка «Город N и его обитатели. Фотография 19 — начала 20 веков» — исключительно художественный проект, который приглашает зрителя стать беспристрастным наблюдателем, погрузиться в нестоличную жизнь того времени, сложить из разных деталей повседневности, запечатленных на фотографиях, пеструю мозаику провинциальной России.

Дмитриев М. Бурлак-крестьянин.
1900-е гг. Желатиносеребряный отпечаток, 33,8х24,3
Собрание ЦВК Béton

Дмитриев М. 1890-е гг.
Альбуминовый отпечаток. 16,0х21,5
Собрание ЦВК Béton

Булла К. Охрана почтамта. 1910-е гг.
Желатиносеребряный отпечаток, 28,3х20,0 см.
Собрание ЦВК Béton

Неизвестный фотограф. На кухне. 1910-е
Желатиносеребряный отпечаток 26,0х20,7 см.
Частное собрание

Неизвестный фотограф. Чаепитие. 1910-е.
Желатиносеребряный отпечаток 26,0х20,5 см.
Частное собрание

Мебиус Ф. 1860-е.
Альбуминовый отпечаток, ручная раскраска 23,8х20,0 см.
Частное собрание

Неизвестный фотограф.
Солёный отпечаток, ручная раскраска 27,7х2,0 см.
Частное собрание

Неизвестный фотограф. Торговка холстом. 1865
Альбуминовый отпечаток, ручная раскраска 30,2х23,5 см.

Шерер и Набгольц. Строительство моста. 1864
Альбуминовый отпечаток. 24,0х33,3 см.
Собрание ЦВК Béton

Неизвестный фотограф. 1877-1883.
Альбуминовый отпечаток, ручная раскраска. 43,5х34,5 см.
Собрание ЦВК Béton