*(от лат.) specto – созерцать, исследовать.
Особое значение имеют следы времени, проявляющие себя через
материальную среду. Медленно протекающие процессы
формируют фактуру.
Иван Турухано
Иван Турухано рассматривает свои работы, как окно в условную реальность, пространство со своим течением и ощущением времени. Одним из героев работ становится метафизическое пространство города, в котором встречаются его реальные и мифологические обитатели. Особое значение для художника имеет культура urban exploration – исследование закрытых и труднодоступных локаций в городской среде.
Автор отдает предпочтение большим форматам фотографии. Объём изобразительного материала рождает сложную драматургическую структуру, ведущую взгляд зрителя. Перед ним предстает полномасштабная картина мира, в которой природа изображения не расшифровывается сразу, а оставляет место для изучения.
Представленные на выставке работы парадоксальным образом отражают характерные черты таких разных направлений художественной фотографии, как Дюссельдорфская школа и Ленинградский андеграунд. С одной стороны, перед зрителем предстаёт крупноформатное произведение, в котором выражена традиционная для немецких художников отстраненность, строгость взгляда, отсылающая к традиции романтической панорамы. При этом, в фактуре постимперской старины, освещённой скользящими потоками света, мы безошибочно узнаём влияние ленинградских классиков.
Монументальным размером продиктованы высочайшие требования к техническому качеству изображения. Автор использует композитную панорамную технику – работы собираются из большого количества кадров, создавая единое произведение. При этом сохраняется подлинность, документальность пространства.
Иван Турухано находится в постоянном поиске баланса между вмешательством в среду и тем, что эта среда предлагает. Он использует академический подход к репрезентации объёма на плоскости и работе со светом. Это симбиоз кинооператорской школы и классических живописных традиций, выраженный в фотографии.
Иван Турухано – молодой петербургский фотограф. Начиная с 2015 года его работы, стремительно набирающие популярность в соцсетях, можно было увидеть практически в каждом паблике, посвящённом Санкт-Петербургу. С тех пор фотографии Ивана стали призёрами на площадках различных престижных фотоконкурсов, пожалуй, один из почётных – 1-е место на конкурсе New Vision в стенах Государственного Эрмитажа.
Во многих произведениях фотохудожника человек присутствует мельком, не бросается в глаза, кажется, что его пытается подавить гигантизм города, поглотить урбанистический пейзаж, однако, когда смотришь на работы вживую, в крупном формате, замечаешь: на самом деле всё и строится вокруг того самого маленького персонажа. За счёт размера и высокого разрешения фотографии Ивана сочетают в себе портрет и пейзаж, а пространство создаёт мир вокруг героя.
Автор снимает город не в парадных образах, а обращается, скорее, к внутренней стороне с фактурными заброшенными зданиями, среди которых иногда просматриваются отблески случайно зажжённого света в маленьком окошке, мало кому известные закоулки и безлюдные дворы.
Работа «Башня» демонстрирует видение автора города изнутри, где едва уловимая одинокая человеческая тень скользит сквозь затуманенную промзону, будто бы извне и в никуда. Здесь можно отметить, что на формирование творческого почерка Ивана оказали влияние петербургские фотохудожники андеграунда, такие как Борис Смелов, Леонид Богданов.
Совсем иное ощущение создает “Автопортрет", где использована плоскостная композиция, формирующая беспристрастный взгляд на пространство. В сочетании с этой отстранённостью на заднем плане наблюдается бесконечное наслоение окон, метафорично говорящее о современности.
Персонажи, которых мы можем видеть в работах «Девушка с виолончелью» и «Эшера», представлены обнажёнными, показаны в своём первозданном виде, такими же, как и естественность камня, из которого построен город, далеко не нарочито отреставрированный и не парадный. Удивительно, как сложно составленная автором реальность сопоставима с тем, что мы видим в жизни.
Концепция каждой работы Ивана Турухано глубоко продумана и выверена: это не случайный снимок, сделанный в потоке неожиданно возникшего вдохновения. Художник месяцами создаёт одну работу, предварительно составляя материал из этюдов. Это особенно ощутимо на одном из знаковых произведений "Крылья", для выполнения которого автор много раз посещал локацию при разных световых состояниях. Такой же процесс поиска стоит за созданием образов героев. В основе этого метода заметен подход, характерный для классической живописной традиции.
Александра Угрюмова, Санкт-Петербург, 2024
Иван Турухано родился в 1997 году в Санкт-Петербурге.
Первые опыты в фотоискусстве начал в 2011 году.
В 2020 году закончил Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения по специальности «Кинооператор».
В данный момент совмещает труд над творческими фотопроектами с работой в кино в качестве оператора-постановщика и режиссёра.
С 2021 года преподает в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения.
Награды
2012 г. – Прояви себя. I место в номинации «Душа России»;
2014 г. – Best of Russia. Лауреат в категории «Архитектура»;
2015 г. – Эпохи зримые черты V. I место в номинации «Повседневная жизнь»;
2015 г. – World Photo Awards 2015. Youth competition shortlist;
2015 г. – 35Awards. II место в номинации «Неживое»;
2016 г. – 35Awards. II место в номинации «Urban Landscape»;
2016 г. – Adme awards. I место в категории «Повседневная жизнь»;
2016 г. – Epson Pano Awards. II место в категории Amateur (Built);
2016 г. – Sony National Award. III место;
2017 г. – 35Awards. I место в номинации «Ню»;
2017 г. – New Vision. I и III места в категории «Городская среда»;
2020 г. – «Фотовзгляд на Петербург». I место.
Выставки
2014 г. – Best of Russia. (Винзавод, Москва);
2014 г. – Архитектурная ось времени (комплекс Александрия, Санкт-Петербург);
2015 г. – Эпохи зримые черты (Фонд им. Карла Буллы, Санкт-Петербург);
2016 г. – Москва с высоты (Дом на Брестской, Москва);
2015 г. – World Photo awards (Somerset house, London);
2017 г. – New Vision (Генштаб, Санкт-Петербург);
2020 г. – Фотовзгляд на Петербург (Строгановский дворец, Санкт-Петербург);
2021 г. – Art Russia (Гостиный двор, Москва);
2022 г. – Архитектура неопределенного (ДК Громов, Санкт-Петербург);
2022 г. – Снять напряжение (Галерея Сова-арт, Санкт-Петербург)
2024 г. – Festival Gamma (Санкт-Петербург);
2024 г. – Art Fair Third Place (Санкт-Петербург).
Куратор проекта Сергей Ватрушин
Автор выражает благодарность лаборатории «Белая Радуга» за поддержку при подготовке выставки.